Пифагор (ок. 584 – 500) – вегетерианство

Пифагор. (ок. 580В г.В – ок. 500В г. до н.В э.)

Пифагор (ок. 584 - 500) - вегетерианство

О своем чудесном происхождении Пифагор поведал сам. Будто бы божественный Гермес предложил своему сыну Эфалиду выбрать любой дар, кроме бессмертия. Эфалид попросил оставить ему живому и мертвому воспоминания о собственных человеческих воплощениях.

Гермес даровал сыну скипетр, знание магии, чисел и память о его перевоплощениях. Так Эфалид узнал, в каких растениях и животных пребывал ранее, что претерпела его душа в подземном царстве Аида и что испытывают там остальные умершие.

Когда Эфалид умер, душа его воплотилась в героя Троянской войны Евфорба, раненного Менелаем, о чем повествует Гомер в XVI песне «Илиады».

После смерти Евфорба его сущность перешла к легендарному философу и колдуну Гермотиму, который в подтверждение своей связи с Евфорбом точно указал место, где находился щит Менелая.

После Гермотима душа сына Гермеса переселилась в делосского рыбака Пирра, по-прежнему помнившего все, что с ним было ранее. После Пирра сущность Гермесова сына воплотилась в Пифагоре…

Нельзя сказать, что современники Пифагора вовсе не верили этой легенде, но и всерьез к ней относились немногие. Можно и сегодня отнестись к преданию о божественном происхождении Пифагора с улыбкой.

Но невозможно усомниться в том, что природа наделила его чрезвычайными дарованиями: он был математиком, философом, астрономом, законодателем, теоретиком музыки, врачевателем, аскетом, мистиком и прорицателем.

Столько талантов, кажется, не обнаружил никто из выдающихся афинян.

Что же касается подлинной биографии Пифагора, то она известна, главным образом, в изложении учеников и последователей, которых у него было так много, как ни у кого другого из античных философов. Согласно этим сведениям Пифагор родился примерно ок. 580 (576) г. до н.В э. вВ городе Самосе, поэтому к его имени добавляют уточнение Самосский.

Отец его Менесахр, по одной версии, был торговцем, по другой – камнерезом и художником, будто бы изготовившим необычайной красоты перстень, который носил самосский тиран Поликрат. В книгах о Пифагоре упоминается также мать по имени Пифана «из потомства Аннея, основателя Самоса».

Там же говорится и о том, что у Пифагора был сын Аримнест, наставник Демокрита.

Поскольку с детских лет Пифагор проявил удивительные способности к наукам, Менесахр отправил сына в город Тир к халдеям, где юный ученик постигал первые азы грамоты и математики.

Вернувшись в Ионию, он продолжил занятия у философа Ференида Сиросского, а затем у Гермадаманта, который учил мальчика музыке, живописи, заставлял заучивать фрагменты песен из «Илиады» и «Одиссеи».

Кроме этих наук, Пифагор изучал астрологию, медицину, то есть те предметы, которые были обязательными для того, чтобы курс обучения молодых самосцев считался завершенным.

Примерно в 547В г. Пифагор приехал в малоазийский город Милет, где стал учеником одного из семи греческих мудрецов Фалеса и философа Анаксимандра, который обучал его основам геометрии и астрономии.

Фалес в молодости жил в Египте и, видимо, рассказал ученику о высоком уровне культуры этой восточной страны. Пифагор, с детства стремившийся к знаниям, не задумываясь отправился в далекое путешествие, которое продлилось не одно десятилетие.

В Египте он жил у жрецов, овладевая их мудростью. В совершенстве изучил египетский язык с его тремя азбуками – письменной, священной и символической. Первая обозначала повседневный язык, а две другие – иносказательный, символический.

У арабов он жил при царском дворе, а в Вавилонии у халдейских жрецов, которые научили Пифагора толкованиям снов и предсказаниям.

В те времена «скрытые знания» еще существовали среди жрецов Вавилона и Египта, но далеко не всех посвящали в эти знания. Пифагору их открыли, подтвердив тем самым его избранничество.

Впрочем, к тайнам священнослужителей Пифагор был допущен не сразу. Ему пришлось выдержать немало трудных испытаний, которые, к тому же, противоречили эллинским обычаям.

Однако Пифагор, поразив жрецов своими знаниями, был допущен даже к богослужению и жертвоприношениям, что было немыслимо для чужеземцев.

Следует также отметить, что Пифагор первым из эллинов познакомился и с учением Заратустры. Он принял очищение от последователей пророка и получил важные сведения о таинстве смерти, странствующих душах, воскресении и вечной жизни после божественного суда над человечеством.

Вернувшись после долгих странствий в Ионию, Пифагор устроил на родине училище, названное «Пифагоровой оградой», где самосцы собирались на совет по общественным делам. А за городом Пифагор приспособил для занятий философией пещеру и проводил там почти все время, беседуя с друзьями и учениками.

Но вскоре 40-летний Пифагор увидел, что тирания правителя Поликрата слишком сурова, чтобы при ней человек мог чувствовать себя свободным. Тогда философ отправился в Италию. В первом же городе, Кротоне, Пифагор сразу привлек всеобщее внимание как человек много странствовавший, много знающий и одаренный природой и судьбой.

Величавость, благородство, красота и обаяние Пифагора произвели на горожан неизгладимое впечатление. Сначала он покорил своими речами городских старейшин, затем по просьбе властей обратился к юношам и детям.

Говорил философ о том, что душа человека бессмертна, что все рожденное вновь появляется на свет через определенные промежутки времени, что ничего нового нет на свете, а все живое должно считаться родственным друг другу.

Популярность Пифагора была настолько велика в Италии, что после одной из его речей сотни людей организовали огромное училище, чтобы изучать Пифагоровы законы и соблюдать все его предписания.

Не удивительно, что италийцы причислили философа к богам и сочинили в его честь множество посвящений.

Дело доходило до того, что тираны, под впечатлением от мудрости Пифагора, слагали с себя власть, а богатство раздавали бедным.

Облик божественности придавали Пифагору и его рассказы о посещении царства мертвых, о том, что происходит по ту сторону бытия. Слушатели немели от ужаса и восторга, когда узнавали, что мудрец долгое время пребывал под землей и вышел из пещеры весь иссохший.

По свидетельству античных историков, Пифагор великолепно понимал язык природы – животных, растений, птиц и даже стихий. Эти легенды передавались греками из поколения в поколение.

Кроме того, афинский мудрец, по рассказам современников, безошибочно предсказывал землетрясения, останавливал моровые болезни, отвращал град и ураганы, укрощал морские волны. Эти дарования дали повод философу Эмпедоклу для следующих стихов:

«Безмерные познания», «созерцание несчетных явлений мира», «сокровище мыслей» наглядно демонстрировали ни с чем не сравнимую остроту зрения, слуха и мыслей Пифагора. Необычными были и его представления о Космосе. Звуки семи планет, неподвижных звезд он отождествлял с Музами, а их согласие и созвучие представлял в едином сплетении, вечном и безначальном.

Легенды и мифы в древности сопровождали жизнь любой значительной личности, но Пифагора народная молва одарила таким числом реальных и фантастических качеств, что кажется, будто мы действительно имеем дело с человеком божественным.

Возможно, все эти предания каким-то образом связаны с мистицизмом Пифагора, его посвящением в восточные мистерии. Известно, например, что оккультисты, магистры тайных наук всегда считали самосского мудреца Избранным, Посвященным.

Но важно и то, что и древние историки, и философы нового времени одинаково сходились в признании Пифагора знаменитейшей и мудрейшей личностью всех эпох.

О повседневной жизни Пифагора известно из рассказов историков Диогена Лаэртского и Порфирия. По их словам, философ учил искоренять в себе корыстолюбие и тщеславие, так как корысть и слава возбуждают зависть. В шумных сборищах советовал не участвовать, а успокаивать душу рекомендовал игрой на старинных инструментах.

Жертвы богам Пифагор, бывший вегетарианцем, приносил исключительно мукой, лепешками, ладаном и миррой. И даже когда открыл, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, то принес в жертву быка, сделанного из печеного пшеничного теста. Пифагореец математик Аполлодор сочинил об этом такую эпиграмму:

Здесь следует отметить, что вегетарианство хоть и не было для греков в диковинку, все же вызывало иронию по отношению к тем, кто соблюдал запрет на все мясное. Не избежал насмешек и Пифагор. Диоген Лаэртский приводит два шутливых четверостишья на тему вегетарианства Пифагора:

Пифагору принадлежат открытия не только в геометрии, но и в области чисел. Он считал, что первообразы и первоначала трудно поддаются словесному описанию. Суть образов мира яснее всего обозначают числовые выражения.

Единица символизирует понятие единства, тождества, цельности. Она присутствует во всем, что состоит из частей, и причастна к первопричине.

Двойка – символ изменчивости, неравенства, делимости, несходства и противоположности.

Все, что имеет начало, середину и конец, именуется тройкой и воплощено в треугольнике. Из троичности возникает все совершенное, упорядоченное и законченное.

Четверка, или квадрат, несет в себе образ божественной природы. В ней сочетаются высокое достоинство, сила, целостность.

Совершеннейшее из чисел – десятка, получаемая путем сложения единицы, двойки, тройки и четверки. В ней заключено всякое различие между числами, их подобия и отношения. Все, что возникает, растет и завершается, раскрываясь в отношениях и подобиях, может быть обозначено цифрой 10.

Диоген Лаэртский писал, что из-за своей скрытности, загадочности пифагорейская философия воспринималась с трудом и впоследствии была почти забыта. Самым же верным своим последователям Пифагор дал указание не разглашать некоторых тайн учения, чтобы сохранить его в первозданном виде.

Что стояло за некоторыми символами Пифагора, можно видеть на примере десяти его заповедей. Долгое время они оставались символическими, мало о чем говорящими непосвященным. В IIIВ в. н.В э. их попытался прокомментировать выдающийся философ Ямвлих. Вот как он расшифровал десять тезисов греческого мудреца.

1.В Отклоняйся от дорог исхоженных, ищи нехоженые пути.В – Тот, кто ищет мудрости, должен искать ее в уединении.

2.В Будь хозяином своему языку прежде всех других вещей, следуя при этом богам.В – Предупреждение человеку, что его слова могут вводить других в заблуждение. Если есть сомнение – лучше промолчать.

3.В Дует ветер, поклоняйся шуму.В – Напоминание ученикам, что бог указует слушать голос элементов и что все вещи в природе проявляются через гармонию, ритм, порядок или действо, приписываемое богу.

4.В Помогай человеку в поднятии тяжести, но не в сложении ее.В – Учись помогать старательным, но не помогай ленивым, тем, кто избегает ответственности.

5.В Не говори о делах пифагорейского учения без света.В – Мир предупреждается о том, что не следует толковать божьи тайны и секреты науки без духовного и интеллектуального просвещения.

6.В Выйдя из дома, не возвращайся, иначе в нем будут обитать фурии.В – Предупреждение: начав поиски истины и таинств, нельзя возвращаться к невежеству и порокам. Лучше ничего не знать о божественном, чем изучить малость и остановиться на полпути.

7.В Корми петуха, но не приноси его в жертву, так как он посвящен Солнцу и Луне.В – Два важных урока в этом афоризме. Первый: не следует приносить в жертву богам живых существ, так как живая жизнь священна. Человеческое тело – его символ Петух – должно сохраняться как наиболее драгоценное средство человеческого воплощения. Второе: Пифагор предостерегал учеников от самоубийства.

8.В Не позволяй ласточкам селиться в твоем доме.В – Предупреждение искателю истины, чтобы он не позволял проникать в свой ум блуждающим мыслям или же входить в свою жизнь людям, не способным к духовному изменению.

9.В Не протягивай охотно свою правую руку никому.В – Предупреждение ученику: следует иметь собственный ум и не делиться мудростью и знанием с теми, кто не способен это оценить. Только время помогает в преодолении человеческого невежества.

10.В Поднявшись с постели, сгладь отпечатки своего тела.В – Надо устранить все воспоминания о своей духовной темноте. Мудрый человек не оставляет позади себя форму, которую менее разумные люди могут принять за форму для изготовления идола.

Даже смерть Пифагора породила множество мифов. По одному из них он бежал от мятежа в святилище Муз, оставался там без пищи целых сорок дней и исчез неизвестно куда.

Другая версия – Пифагор погиб, когда дом, где он находился с учениками, подожгли недоброжелатели.

И, наконец, согласно третьей версии, Пифагор все-таки спасся, пройдя сквозь огонь по пути, проложенному телами учеников. Однако без своих учеников, без своей школы Пифагор жить не смог. Оставшись в одиночестве, он затосковал и лишил себя жизни.

Выше говорилось о многих достоинствах самосского мудреца, но следует еще вспомнить о его безграничном упорстве и мужестве. Свой знаменитый афоризм «Власть воли так сильна, что может взять верх над неизбежностью» Пифагор подтвердил удивительной жизнью.

Оглавление
← Конфуций. (551В г.В – 479В г. до н.В э.)
→ Сократ. (469В г.В – 399В г. до н.В э.)

Читайте также:  Убийство в каждом стакане молока - вегетерианство

Источник: http://mirror7.ru.indbooks.in/?p=48143

Пифагор Самосский (ок. 570 г. до н.э. — ок. 500 г. до н.э. ) древнегреческий математик и философ

Пифагор родился около 570 г. до н. э. на ионийском острове Самос, расположенном у берегов Малой Азии. Он был сыном состоятельного гражданина Миесара.

Юный Пифагор мечтал о путешествиях в дальние страны, завороженный, он слушал рассказы капитанов кораблей и путешественников, которые останавливались на острове Самос, о дальних морях и странах.

Юный Пифагор покидает родину, и начинаются его путешествия.

Его путь лежит в Египет, который он исколесил вдоль и поперек. Говорят, что Пифагор прожил в Египте 22 года. Затем он попадает в плен к персидскому завоевателю Камбизу, и тот увозит его в Вавилон.

Именно в Вавилоне с его великой культурой Пифагор состоялся как мыслитель и философ. Город поразил его своим величием.

Высокие оборонительные стены возвышались по обеим сторонам Евфрата, поражали храмы и грандиозные здания, геометрически правильные улицы, широкие и прямые.

Пифагора интересуют вавилонские традиции и обычаи, он изучает язык халдейских мудрецов. Халдейские математики знакомят его с теорией чисел, он изучает математические закономерности расположения светил. Утверждают, что Пифагор побывал и в Индии, где изучил достижения индийских математиков.

Пифагору 40 лет, и он возвращается на родину, на остров Самос, где правит жестокий тиран Поликрат. Но философ не хочет жить при тирании и поселяется на юге Италии, в греческой колонии Кротоне, окруженный поклонниками и почитателями.

Пифагор выступает в роли учителя, в роли проповедника и пророка, высшего существа. Здесь, в Кротоне, в 530 г. до н. э. создается пифагорейский союз, школа Пифагора.

Это школа для избранных, для аристократов, с суровой дисциплиной, своего рода философское, политическое и религиозное братство.

О своем учителе пифагорейцы говорят только в превосходной степени, именно тогда о нем возникают многочисленные легенды, представления о нем как о полубоге: дескать, у Пифагора золотое бедро, он может быть одновременно в разных местах, у него нет проблем с исцелением больных, дикие звери подчиняются ему, они разрешают Пифагору гладить их.

«Всё есть число», — говорили они, и в геометрии при изучении свойств фигур их особенно интересовали числовые соотношения. Они почитали прямоугольный треугольник и соотношение «квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» называли теоремой Пифагора. Рассказывают, что Пифагор отблагодарил богов за доказательство этой знаменитой теоремы и принес в жертву 100 быков.

Ему приписывается систематическое введение доказательств в геометрию, построение планиметрии прямолинейных фигур, создание учения о подобии. С его именем также связывают разработку учения о четных и нечетных числах, об арифметических и геометрических пропорциях.

Источник: https://www.colors.life/post/480343/

Пифагор (ок. 570-ок. 500 гг до н э.)

С этим файлом связано 173 файл(ов). Среди них: 0-0-0-70-20, 0-0-0-66-20, 0-0-0-65-20, 0-0-0-59-20, 0-0-0-58-20, 0-0-0-57-20, 0-0-0-55-20, 0-0-0-50-20, 0-0-0-47-20, 0-0-0-46-20 и ещё 163 файл(а).
Показать все связанные файлы
ПИФАГОР (ок. 570-ок. 500 гг. до н.э.

)

Письменных документов о Пифагоре Самосском не осталось, а по более поздним свидетельствам трудно восстановить подлинную картину его жизни и достижений.

Известно, что Пифагор покинул свой родной остров Самос в Эгейском море у берегов Малой Азии в знак протеста против тирании правителя и уже в зрелом возрасте (по преданию в 40 лет) появился в греческом городе Кротоне на юге Италии.

Пифагор и его последователи – пифагорейцы – образовали тайный союз, игравший немалую роль в жизни греческих колоний в Италии. Пифагорейцы узнавали друг друга по звездчатому пятиугольнику-пентаграмме.

На учение Пифагора большое влияние оказала философия и религия Востока. Он много путешествовал по странам Востока: был в Египте и в Вавилоне. Там Пифагор познакомился и с восточной математикой. Математика стала частью его учения, и важнейшей частью.

Пифагорейцы верили, что в числовых закономерностях спрятана тайна мира.

Мир чисел жил для пифагорейца особой жизнью, числа имели свой особый жизненный смысл. Числа, равные сумме своих делителей, воспринимались как совершенные (6, 28, 496, 8128); дружественными называли пары чисел, из которых каждое равнялось сумме делителей другого (например, 220 и 284).

Пифагор впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные, ввел понятие фигурного числа. В его школе были подробно рассмотрены пифагоровы тройки натуральных чисел, у которых квадрат одного равнялся сумме квадратов двух других (см. Ферма великая теорема). Пифагору приписывается высказывание: «Все есть число».

К числам (а он имел в виду лишь натуральные числа) он хотел свести весь мир, и математику в частности. Но в самой школе Пифагора было сделано открытие, нарушавшее эту гармонию.

Было доказано, что у 2 не является рациональным числом, т.е. не выражается через натуральные числа.

Естественно, что геометрия у Пифагора была подчинена арифметике, это ярко проявилось в теореме, носящей его имя и ставшей в дальнейшем основой применения численных методов в геометрии.

(Позже Евклид вновь вывел на первое место геометрию, подчинив ей алгебру.) По-видимому, пифагорейцы знали правильные тела: тетраэдр, куб и додекаэдр.

Пифагору приписывают систематическое введение доказательств в геометрию, создание планиметрии прямолинейных фигур, учения о подобии.

С именем Пифагора связывают учение об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях, средних.

Следует заметить, что Пифагор считал Землю шаром, движущимся вокруг Солнца. Когда в XVI в. церковь начала ожесточенно преследовать учение Коперника, это учение упорно именовалось пифагорейским.

перейти в каталог файлов

Источник: http://trig.zodorov.ru/pifagor-ok-570-ok-500-gg-do-n-e/index.html

Пифагор самосский (ок. 570 до н.э

  • Пифагор Самосский — Пифагор (Pythagóras) Самосский (около 570 ‒ около 500 до н. э.), древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма. Скудные сведения о жизни и учении П. трудно отделить от легенд, представляющих П. как… …   Большая советская энциклопедия
  • ПИФАГОР — Самосский (ок. 570 ок. 500 до н.э.) древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма. Историю его жизни трудно отделить от легенд, представляющих П. в качестве полубога и чудотворца, совершенного мудреца и… …   Новейший философский словарь
  • Пифагор — (VI в. до н.э.) философ, математик, религиозный и политический деятель, основатель пифагорейской школы, родился на о ве Самос Числу все вещи подобны. Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего, ни познать без него. Гармония… …   Сводная энциклопедия афоризмов
  • Пифагор — (Pythagóras)         Самосский (около 570 около 500 до н. э.), древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель, основатель Пифагореизма. Скудные сведения о жизни и учении П. трудно отделить от легенд, представляющих П. как полубога …   Большая советская энциклопедия
  • ПАТРИСТИКА — (лат. patres отцы) направление философско теологической мысли 2 8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов Отцов Церкви. Семантико аксиологические источники оформления П. античная философия (общерациональный метод и конкретное… …   История Философии: Энциклопедия
  • 580 год до н. э. — Годы 584 до н. э. · 583 до н. э. · 582 до н. э. · 581 до н. э. 580 до н. э. 579 до н. э. · 578 до н. э. · 577 до н. э. · 576 до н. э. Десятилетия 600 е… …   Википедия
  • Греция —        1. по своим географич. условиям Г. представляет собой на 4/5 гористую страну со складчат. горными цепями третичного периода, сбегающ. параллельно побережью на З., кристаллич. горным образованиям на В. В Ср. и Сев. Г. горы Пинд образуют… …   Древний мир. Энциклопедический словарь
  • Фрагменты греческих историков — Титул первого тома Fragmentarum historicorum Graecorum Мюллера. Издательство Firmin Didot, Париж, 1841 г. Фрагменты греческих историков  собрание сохранившихся в передаче других авторов цитат и пересказов трудов древнегреческих авторов …   Википедия
  • ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ — территория на юге Балканского п ова (см. также статьи Античность, Греция). История Д. Г. охватывает период с нач. II тыс. до Р. Х. по нач. I тыс. по Р. Х. География и этнография Фестский диск. XVII в. до Р. Х. (Археологический музей в Ираклио,… …   Православная энциклопедия
  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/philosophy_history/433/%D0%9F%D0%98%D0%A4%D0%90%D0%93%D0%9E%D0%A0_%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%28%D0%BE%D0%BA._570_%D0%B4%D0%BE_%D0%BD.%D1%8D._-_%D0%BE%D0%BA._500_%D0%B4%D0%BE_%D0%BD.%D1%8D.%29

Пифагор самосский (ок. 580 – ок. 500 г. до н.э.) о жизни пифагора известно немного. он родился в 580 г. до н.э. в древней греции на острове самос, который. – презентация

1 ПИФАГОР САМОССКИЙ (ок. 580 – ок. 500 г. до н.э.) О жизни Пифагора известно немного. Он родился в 580 г. до н.э. в Древней Греции на острове Самос, который находится в Эгейском море у берегов Малой Азии, поэтому его называют Пифагором Самосским. Родился Пифагор в семье резчика по камню, который сыскал скорее славу, чем богатство. Ещё в детстве он проявлял незаурядные способности, и когда подрос, неугомонному воображению юноши стало тесно на маленьком острове. Пифагор перебрался в город Милеет и стал учеником Фалеса, которому в то время шёл восьмой десяток. Мудрый учёный посоветовал юноше отправиться в Египет, где сам, когда-то изучал науки. Перед Пифагором открылась неизвестная страна. Его поразило то, что в родной Греции боги были в образе людей, а египетские боги – в образе полулюдей- полуживотных. Знания были сосредоточены в храмах, доступ в которые был ограничен. Пифагору потребовались годы, чтобы глубоко изучить египетскую культуру прежде, чем, ему было разрешено познакомиться с многовековыми достижениями египетской науки. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА<\p>

2 Когда Пифагор постиг науку египетских жрецов, то засобирался домой, чтобы там создать свою школу. Жрецы, не желавшие распространения своих знаний за пределы храмов, не хотели его отпускать. С большим трудом ему удалось преодолеть эту преграду. Однако по дороге домой, Пифагор попал в плен и оказался в Вавилоне. Вавилоняне ценили умных людей, поэтому он нашёл своё место среди вавилонских мудрецов. Наука Вавилона была более развитой, нежели египетская. Наиболее поразительными были успехи алгебры. Вавилоняне изобрели и применяли при сёте позиционную систему счисления, умели решать линейные, квадратные и некоторые виды кубических уравнений. Пифагор прожил в Вавилоне около десяти лет и в сорокалетнем возрасте вернулся на родину. Но на острове Самос он оставался недолго. В знак протеста против тирана Поликрата, который тогда правил островом, поселился в одной из греческих колоний Южной Италии в городе Кротоне. Там Пифагор организовал тайный союз молодёжи из представителей аристократии. В этот союз принимались с большими церемониями после долгих испытаний. Каждый вступающий отрекался от своего имущества и давал клятву хранить в тайне учения основателя. Пифагорейцы, как их позднее стали называть, занимались математикой, философией, естественными науками. В школе существовал декрет, по которому авторство всех математических работ приписывалось учителю. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА<\p>

3 Пифагорейцами было сделано много важных открытий в арифметике и геометрии, в том числе: теорема о сумме внутренних углов треугольника; построение правильных многоугольников и деление плоскости на некоторые из них; геометрические способы решения квадратных уравнений; деление чисел на чётные и нечётные, простые и составные; введение фигурных, совершенных и дружественных чисел; доказательство того, что не является рациональным числом; создание математической теории музыки и учения об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях и многое другое. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА<\p>

4 Известно также, что кроме духовного и нравственного развития учеников Пифагора заботило их физическое развитие. Он не только сам участвовал в Олимпийских играх и два раза побеждал в кулачных боях, но и воспитал плеяду великих олимпийцев. Около сорока лет учёный посвятил созданной им школе и, по одной из версий, в возрасте восьмидесяти лет Пифагор был убит в уличной схватке во время народного восстания. После его смерти ученики окружили имя своего учителя множеством легенд. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА<\p>

5 ЛЕГЕНДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИМЕНЕМ ПИФАГОРА По одной из легенд отцом Пифагора был сириец Мнесарх. Однажды по торговым делам он прибыл из своего родного Тира на остров Самос. Год был неурожайным, население голодало, и Мнесарх устроил бесплатную раздачу хлеба народу. В благодарность его удостоили самосского гражданства. По словам историка Апулея “Мнесарх славился среди мастеров своим искусством вырезать геммы, но стяжал скорее славу, чем богатство”. Сохранилось предание, согласно которому Мнесарх вместе со своим учеником вырезал перстень дивной красоты. Этот перстень перешёл к правителю острова Самос Поликрату и ценился им превыше всего на свете.<\p>

6 Однажды египетский фараон Амасис, состоящий с самосским тираном в дружеских отношениях, встревожился его великим преуспеванием и написал Поликрату письмо, в котором говорил так: “приятно узнать, что друг мой счастлив. Но всё те твои успехи не радуют меня, так я знаю, сколь ревниво божество к человеческому счастью. Поэтому я желал бы, чтобы и у меня самого, и моих друзей одно удавалось, а другое – нет, чтобы лучше на своём веку мне непременно сопутствовали успехи и неудачи, чем быть счастливому всегда. Ведь мне не приходилось слышать ещё ни об одном человеке, кому бы всё удавалось, а в конце концов он не кончил плохо. Поэтому послушайся моего совета теперь и ради своего счастья поступи так: обдумай, что тебе дороже всего на свете и потеря чего может больше всего огорчить тебя. Эту вещь ты закинь так, чтобы она не попадалась никому в руки. И если и тогда успехи у тебя не будут сменяться неудачами, то и впредь применяй то же средство по моему совету”. Поликрат нашёл совет Амасиса мудрым. “Посадив людей на корабль, он сам поднялся на борт и приказал затем выйти в море. Когда корабль отошёл далеко от острова, Поликрат снял перстень и на глазах у всех своих спутников бросил в море. После этого, опечаленный потерей, он вернулся во дворец. ЛЕГЕНДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИМЕНЕМ ПИФАГОРА<\p>

7 А спустя пять или шесть дней какой-то рыбак поймал большую красивую рыбу и решил, что это достойный подарок Поликрату. Он принёс рыбу во дворец, а слуги, выпотрошив её, нашли в брюхе тот Поликратов перстень. Поликрат понял тогда, что это божественное знамение, и написал Амасису обо всём. Амасис же, прочтя послание Поликрата, убедился, что ни один человек не может уберечь другого от предречённой ему участи и что Поликрат не кончит добром, так как он преуспевает во всём и даже находит то, что забросил”. Пророчество Амасиса сбылось. Опасаясь владычества Поликрата на море, персы хитростью выманили Поликрата из Самоса, и зверски убили его. Легенда о Поликратовом перстне, в котором нашла отражение вечная тема непостоянства земного счастья, стала популярным литературным сюжетом. Вспомним “Поликратов перстень” Шиллера: На кровле он стоял высоко И на Самос богатый око С весельем гордым преклонял. “Сколь щедро взыскан я богами! Сколь счастлив я между царями!” Царю Египта он сказал. ЛЕГЕНДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИМЕНЕМ ПИФАГОРА<\p>

8 Имя матери Пифагора не сохранилось. Некоторые называли её Пифаидой, дочерью рода Анкея – основателя Самоса. Другие утверждали, будто бы сам Мнесарх назвал жену Пифаидой, а сына – Пифагором в честь дельфийской прорицательницы Пифии. Сделал же так Мнесарх после того, как получил от Дельфийского оракула весть о том, что жена подарит ему необыкновенного сына. Наконец, многие, имея на то основания, считали, что Пифагор – это не имя, а прозвище. Поскольку мудрый учитель высказывал истину столь же постоянно и авторитетно, как и дельфийская Пифия, он был прозван Пифагором. Слово Пифагор можно перевести как вещающий (прорицающий) как Пифия. Версия о том, что Пифагор это имя не собственное, а прозвище, представляется наиболее правдоподобной. Ведь и знаменитый философ Аристокл известен нам не по своему настоящему имени, а по прозвищу, которое он получил за свою мускулатуру гимнаста, – широкий, широкоплечий, по-гречески Платон. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/588664/

Пифагорейцы

Милетская школа

· древнейшая греческая научно-философская школа.

· Возникла в Милете (торгово-ремесленном и культурном центре Ионии, на западном берегу п-ва Малая Азия ) в VI в. до н. э.

· Милетская школа была преимущественно естественнонаучной. Философы пытались описать и объяснить мироздание в его эволюционной динамике: от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ.

· Представители:

o Фале́с

o Анаксима́ндр

o Анаксиме́н

· ученики и последователи Пифаго́ра Само́сского (ок. 570 — ок. 497 гᴦ. до н. э.).

· Οʜᴎ считали, что космос и вещи — это не просто материя и вещество, но вещество с определœенной структурой, подчинœенное соразмерности и числовым отношениям.

· Все происходящее в мире управляется определœенными математическими отношениями; задача философа состоит по сути в том, чтобы эти отношения выявить.

Геракли́т Эфе́сский (ок. 540 — ок. 480 гᴦ. до н. э.).

· В качестве первоосновы вещей (субстанции) Гераклит выбрал огонь.

· Гераклит считал, что всœе в мире состоит из противоположностей, не ʼʼсочетающихсяʼʼ между собой, а противоборствующих и ʼʼсражающихсяʼʼ друг с другом.

· Действуя одновременно, эти противоположно направленные силы образуют напряженное состояние, которым и определяется внутренняя гармония вещей.

· ʼʼЛо́госʼʼ обозначает у Гераклитаразумный закон, управляющий мирозданием и задающий космосу меру его ʼʼвозгоранияʼʼ и ʼʼугасанияʼʼ. Логос – такое знание о вещах, согласно которому вещи являются частью общекосмического процесса.

Пармени́д (род. ок. 540 / 515 ᴦ. до н. э.)

· Основатель Эле́йской философской школы.

· ʼʼПуть истиныʼʼ: нечто ʼʼесть и не может не бытьʼʼ, — это есть ʼʼсущееʼʼ и ʼʼбытиеʼʼ.

· ʼʼПуть мненияʼʼ: нечто ʼʼне есть и может не бытьʼʼ, — это ʼʼне-сущееʼʼ и ʼʼнебытиеʼʼ.

· Принцип тождества бытия и мышления: ʼʼМыслить и быть — одно и то жеʼʼ.

· Необходимо, не доверяя ни ʼʼмнениямʼʼ, ни ощущениям, признать истинно сущим лишь бытие: оно ʼʼне возникло, неуничтожимо, целокупно, единственно, неподвижно и нескончаемо во времениʼʼ.

Зено́н Элейский (род. ок. 500 / 490 гᴦ. до н. э.)

· Автор книги ʼʼапорийʼʼ (греч. ʼʼзатруднениеʼʼ), единственной целью которых была защита учения Парменида о ʼʼбытииʼʼ.

· Четыре ʼʼапорииʼʼ против движения: ʼʼДихотоми́яʼʼ, ʼʼАхиллес и черепахаʼʼ, ʼʼСтрелаʼʼ и ʼʼСта́дийʼʼ.

· С точки зрения элеатов, поскольку есть только одно ʼʼбытиеʼʼ, то оно тождественно самому себе и, следовательно, неделимо.

· Вера в реальную множественность вещей и реальность движения является результатом ошибочного допущения, что наряду ʼʼс тем, что естьʼʼ (ʼʼбытиеʼʼ), есть также ʼʼто, чего нетʼʼ (ʼʼнебытиеʼʼ), т. е. различие в ʼʼбытииʼʼ, делающее его не одним, а многим, т. е. делимым.

Эмпедо́кл (ок. 490 — ок. 430 гᴦ. до н.э.)

· Теория четырех элементов: огонь, воздух (или ʼʼэфирʼʼ), вода и земля.

· Все прочие вещи получаются из соединœения этих элементов в определœенных количественных пропорциях.

· Эмпедокл постулировал существование двух космических сил — ʼʼЛюбвиʼʼ и ʼʼВраждыʼʼ. Любовь соединяет (ʼʼперемешиваетʼʼ) разнородные элементы, Вражда — разъединяет их.

· От каждой вещи непрерывно отделяются материальные ʼʼистеченияʼʼ, которые проникают в ʼʼпорыʼʼ органов чувств. Познание (восприятие) осуществляется в соответствии с принципом: ʼʼПодобное познается подобнымʼʼ.

Анаксаго́р (ок. 500 — 428 гᴦ. до н. э.)

· Начальное состояние мира, по Анаксагору, представляло собой неподвижную ʼʼсмесьʼʼ, лишенную всяческих очертаний.

· ʼʼСмесьʼʼ состояла из бесконечно большого числа мельчайших, бесконечно делимых частиц, или ʼʼсемянʼʼ, всœевозможных веществ – ʼʼгомеомерийʼʼ.

· Космический ʼʼУмʼʼ – ʼʼлегчайшая из всœех вещейʼʼ, которая ни с чем не смешивается; он ʼʼсодержит в себе полное знание обо всœем и имеет величайшую силуʼʼ.

· Ощущения возникают вследствие действия ʼʼподобногоʼʼ на ʼʼнеподобноеʼʼ; контрастностью этого действия определяется интенсивность ощущения, — в связи с этим ощущения всœегда относительны и не могут являться источником истинного знания.

Демокри́т (ок. 460 — ок. 370 гᴦ. до н. э.)

· Согласно учению Демокрита͵ пустота разделяет мельчайшие частицы бытия — ʼʼатомыʼʼ (ʼʼатомʼʼ от греч. ʼʼнеделимыйʼʼ).

· ʼʼАтомыʼʼ отличаются друг от друга величиной, формой и положением; они носятся беспорядочно в пустоте и, соединяясь друг с другом, порождают всœевозможные вещи.

· Причиной движения ʼʼатомовʼʼ, их сцепления и распада является ʼʼкрайне важно стьʼʼ, — природный закон, правящий мирозданием.

· Большие сцепления ʼʼатомовʼʼ порождают огромные вихри, из которых возникают бесчисленные миры.

  • – Неопифагорейцы

    Глава 43 Старая пифагорейская школа к IV веку до н. э., по– видимому, прекратила свое существование, по крайней мере, у нас нет никаких свидетельств о ее деятельности. Но в I веке до н. э. это учение возродилось в форме неопифагорейства. Оно было связано со старой школой не… [читать подробнее].

  • – Пифагор и пифагорейцы

    Пифагор происходил с острова Самос. Его жизнь приходится на период приблизительно между 584 (582) — 500 гг. до н. э. Значительное внимание Пифагор и пифагорейцы уделяли развитию математики. Считается, что Пифагор первым обосновал, что в прямоугольном треугольнике квадрат… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/politika/view/259849_pifagoreycy

    Философский словарь – значение слова Пифагор (ок. 580-500 До Р.х.)

    – создатель древнегреческой религиозно-философской школы, которая впоследствии получила название пифогорейства. Достоверных свидетельств о жизни и творчестве Пифагора сохранилось не очень много. Значительную часть своей жизни он провел на острове Самое, поэтому его еще называют Пифагор Самосский.

    Затем при тиране Поликрате переселился в Южную Италию в город Кратон, где основал пифагорейский союз (своего рода религиозную общину). Среди своих сторонников и последователей пользовался непререкаемым авторитетом (в пословицу вошло выражение: “Сам сказал”). Вокруг имени Пифагора существует немало легенд, что затрудняет выделить его учение.

    По своим политическим взглядам Пифагор был на стороне аристократов. Он выдвинул учение о “порядке”, считая, что только власть аристократов обеспечивает этот порядок в общественной жизни Демократия же – это нарушение порядка. В начале V в. до Р.Х. пифагорейский союз был разгромлен демократией, но влияние и распространение пифагореизма было значительным еще в течение.

    В “противоположность ионийским мыслителям, которые первоосновой явлений природы считали отдельные вещества – воду, воздух, огонь – Пифагор основой всего сущего рассматривал числа, являющиеся по его мнению, тем фундаментом, который образует порядок во Вселенной и обществе. Поэтому познание мира должно заключаться в познании чисел, управляющих этим миром.

    В этом состояла большая заслуга Пифагора, который по сути впервые поставил вопрос о значении количественной стороны окружающего мира. Много сделал Пифагор и в развитии геометрии. Пифагору приписывают формулировку так называемой Пифагоровой теоремы (квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов). Все числа Пифагор разделял на четные и нечетные.

    Основой всех чисел признавал единицу, которая рассматривалась как четно-нечетное число Единица – это священная монада, выступавшая в качестве первоначала и основы окружающего мира. Числа таким образом выступали как реальная сущность всех вещей. Пифагор и пифагорейцы заложили основы теории чисел и принципы арифметики.

    В то же время придание числу господствующего значения вело к абсолютизации числа, к мистике чисел.

    Вот как описывает Диоген Лаэртскии воззрения пифагорейцев: “Начало всего – единица, единице как причине подлежит как вещество неопределенная двоица, из единицы и неопределенной двоицы исходят числа, из чисел – точки, из точек-линий из них – плоские фигуры, из плоских – объемные фигуры, из них – чувственно воспринимаемые тела, в которых четыре основы -вода и огонь, земля и воздух, перемещаясь и превращаясь целиком, они порождают одушевленный, разумный, шаровидный, в середине которого – земля, и земля тоже шаровидна и населена с всех сторон” [Диоген Лаэртскии. О жизни… С. 338-339]. Пифагорейцы также занимались теорией музыки, скульптуры и архитектуры. Они внесли свой значительный вклад в теорию изобразительного искусства в отношении проблемы “золотого сечения” -правильного соотношения отдельных частей зданий и скульптурных групп (правило “золотого сечения”: если отрезок АС разделен в точке В, то отношение отрезка АВ к ВС должно быть таким, как и отношение всего отрезка АС к ВС). С теорией чисел у Пифагора связано его учение о противоположностях, которое состояло в том, что все вещи представляют собой противоположности: правое – левое, мужское – женское, покой – движение, прямое – кривое, свет – тьма, добро – зло и т.д. Особое значение для Пифагора имело противопоставление “предел – беспредельное”: предел – это огонь, а беспредельное – это воздух. По его мнению, мир состоит из взаимодействия огня и воздуха (пустоты). Особую область во взглядах Пифагора представляют его религиозные, политические и этические концепции, его представления о душе и теле. Он полагал, что душа человеческая бессмертна, она временно вселяется в смертное тело, а затем после смерти эта душа переселяется в другое тело, перевоплощается (метемпсихоз). При этом считается, что человек помнит все свои инкарнации, происшедшие в прошлом. Пифагор полагал, что высшей этической целью является катарсис – очищение, которое для тела происходит через вегетарианство, а для души – через восприятие гармонической структуры космоса, выражающейся в основных музыкальных интервалах. Пифагорейство существовало с VI в. до Р.Х. по Ш в.

    Смотреть значение Пифагор (ок. 580-500 До Р.х.) в других словарях

    Индекс Стэндарт Энд Пурс 500 (st — Stock Index) общий индекс курсов ценных бумаг, рассчитываемый американским агентством по определению кредитного рейтинга ” Стандарт энд пурс” по акциям……..

    Экономический словарь

    Правило 500 Долларов — Правило ФРС в рамках Правила “Ти” (Regulation Т), согласно которому в случае, если нехватка средств на счете клиента для обеспечения покупки акций в кредит……..

    Экономический словарь

    Рейтинг Fortune 500: Форчун-500 — Четыре рейтинга 500 лучших производственных компаний США, один из которых составляется журналом “Форчун” (Fortune). Компании ранжируются по 12 показателям, среди которых есть……..
    Экономический словарь

    Форбс 500 — приводимый журналом Forbes ежегодный перечень крупнейших американских корпораций открытого типа, ранжированных четырьмя способами: по размеру продаж, активов, прибыли……..
    Экономический словарь

    Spins (standard & Poors 500 Index Subordinated Notes) — облигации с индексированной выкупной стоимостью относительно фондового индекса Standard & Poors. Как и продукты компании Salomon Brothers, они соединяют в себе характеристики……..
    Экономический словарь

    Spx (standard & Poors 500 Stock Index Options) — символ на тикере опционов на фондовые индексы компании Standard & Poors, которыми торгуют на Опционной бирже в Чикаго. По опционным контрактам на индексы (в европейском стиле)……..
    Экономический словарь

    Standard And Poor´s 500 Stock Index (фондовый Индекс Ценных Бумаг 500 Компаний Стэндарда И Пур — Широко известный общий индекс курсов ценных бумаг, калькулируемый американским агентством по определению кредитного рейтинга “Стэндард эвд Пур”. Фондовый индекс……..
    Экономический словарь

    X.500 — набор рекомендаций МККТТ по справочным системам. При обмене сообщениями можно узнать адрес электронной почты любого пользователя независимо от его топологического……..

    Экономический словарь

    Пифагор — (Pythagoras) (ок. 580-500 гг. до н. э.), греческий философ, основатель ейской школы. Родился на греческом острове Самосе, позже жил в Кротоне (южноиталийский город), где и основал……..
    Научно-технический энциклопедический словарь

    Греко-персидские Войны (500-449 — до н. э. – с перерывами), между Персией идревнегреческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость.Крупные победы греков: при Марафоне, 490; у о. Саламин,……..
    Большой энциклопедический словарь

    Греко-персидские Войны 500-449 — до н. э. (с перерывами) – велисьдревнегреческими городами-государствами за политическую независимость,против персидской агрессии. Персидская экспансия В 6 в. до н. э………
    Большой энциклопедический словарь

    Пифагор — Самосский (6 в. до н. э.) – древнегреческий философ, религиозный иполитический деятель, основатель пифагореизма, математик. уприписывается изучение свойств целых чисел……..
    Большой энциклопедический словарь

    Пифагор Регийский — (1-я пол. 5 в. до н. э.) – древнегреческий скульптор со. Самос. Исполнил статую хромого Филоктета, бронзовую группу Европы набыке, Этеокла и Полиника (не сохранились).
    Большой энциклопедический словарь

    Ок. 580 До Н.э. — Основание Акраганта колонистами из Гелы.
    Исторический словарь

    500 – 449 До Н.э. — Греко-персидские войны между Персией и древнегреческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость. Завершились победой греков. Персия лишилась владений……..
    Исторический словарь

    500 До Н.э. — Восстание против персидского владычества в Милете, к которому примкнули греческие города на юге и севере Малой Азии. Афиняне посылают на помощь восставшим двадцать……..
    Исторический словарь

    Пифагор С. — (Pytagoras) Самосский (ок. 580- 500 до н. э.) – основатель др.-греч. философской школы в Кротоне, получившей назв. по его имени (пифагореизм) и объединившей наиболее значит. достижения……..
    Музыкальная энциклопедия

    Пифагор — (Pythagoras, Πυθαγόρας). Знаменитый греческий философ, родом с о. Самос, творивший 540—510 гг. до Р. X. Он занимался главным образом математикой и теорией музыки. Ему принадлежит……..
    Энциклопедия мифологии

    Посмотреть в Wikipedia статью для Пифагор (ок. 580-500 До Р.х.)

    Источник: http://slovariki.org/filosofskij-slovar/9477

    Пифагор Самосский (Ок 570–500 До Н Э)

    Древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагоризма, математик. По Пифагору, принципы математики — числа — одновременно являются и принципами мира, а числовые отношения, пропорции — отражением гармонии самого мира. Поэтому мир стал называться «космосом» — в силу господства в нем порядка и гармонии.

    Наряду с орфиками, пифагорейцы разработали учение о переселении душ и возвращении, повторении подобного.

    Едва ли не самые частые эпитеты, в окружении которых фигурирует имя Пифагора на страницах популярных да и многих научных работ, — это «легендарный», «полулегендарный» или даже «полумифический».

    У читателя, незнакомого с источниками, может создаться впечатление, что биография Пифагора состоит из легенд и мы знаем о нем столько же, сколько о Гомере или Ликурге, само существование которых до сих пор подвергается сомнению. Однако, в действительности положение дел совсем иное.

    В рассказах о Пифагоре история с самого начала тесно переплетена с фантастическим вымыслом, но, как мы уже отмечали, отделить одно от другого — пожалуй, не самая трудная задача. Гораздо сложнее из сведений, выглядящих вполне правдоподобными, извлечь реальные события жизненного пути Пифагора.

    О его жизни мы знаем гораздо больше, чем о любом современном ему философе, будь то Фалес, Анаксимандр, Анаксимен или Ксенофан, поскольку о Пифагоре писали много чаще.

    Огромная слава Пифагора сослужила ему двоякую службу сделав его имя притягательным для легенд, умножавшихся от века к веку, она вместе с тем позволила сохранить память об исторических событиях того времени.

    Сведения о Пифагоре до его отъезда в Великую Грецию чрезвычайно малочисленны. Ранние источники называют его родиной Самос, с чем солидарна и большая часть поздних авторов. Отцом Пифагора обычно называют Мнесарха.

    О профессии Мнесарха высказывались различные мнения одни считали его богатым купцом, другие — золотых дел мастером, резчиком гемм. Упоминание о такой редкой профессии не очень похоже на чье-то изобретение, но первый вариант все же предпочтительнее.

    Самосский аристократ вполне мог заниматься торговлей хлебом (но никак не ремеслом), а образование и характер политической деятельности Пифагора явственно указывают на знатность и богатство его происхождения.

    Существует несколько легенд, связанных с рождением философа По одной их них, в Дельфах, куда приехали Мнесарх с женой Парфенисой, — то ли по делам, то ли в свадебное путешествие — оракул предрек им рождение сына, который прославится в веках своей мудростью, делами и красотой. Бог Аполлон, устами оракула, посоветовал им плыть в Сирию.

    Пророчество чудесным образом сбылось — в Сидоне Парфениса родила мальчика. По древней традиции Парфениса приняла имя Пифиада, в честь Аполлона Пифийского, а сына нарекла Пифагором, то есть предсказанным Пифией (По другой версии, Пифагор (то есть «убеждающий речью») — это прозвище, которое дали ему потому, что он высказывал истину так же постоянно, как Дельфийский оракул).

    Датой рождения Пифагора принято считать приблизительно 570 год до н. э.

    Вернувшись из путешествия, счастливый отец воздвиг алтарь Аполлону и окружил юного Пифагора заботами, которые могли бы способствовать исполнению божественного пророчества.

    Источник: http://psyfaq.ru/persons/173_PIFAGOR_SAMOSSKIJ__(ok_570%E2%80%93500_do_n%C2%A0e).html

    Особенности философии Платона

    Содержание

    Введение

    1 Идеи элитологии в современной Платона философии

    2 О политическом идеале Платона

    3 Политическая программа Платона

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Платон был учеником Сократа. Его настоящее имя Аристокл, Платон же прозвище, но именно под этим прозвищем он и известен в мире как великий греческий философ, оказавший огромное влияние на европейскую культуру. Он родился в 326 г. до н.э., происходил из знатного рода, получил хорошее образование, путешествовал.

    Платон обладал большим литературным даром. Свои философские произведения он писал в форме диалогов, участники которых обсуждали различные проблемы. Умер Платон в 347 г. до н.э.

    Вслед за элеатами и Сократом Платон исходит из существования вечного и неизменного бытия как олицетворения единства мира.

    Такое бытие, рассуждает философ, должно существовать, иначе, как бы мы могли иметь общие для всех или, по крайней мере, для многих суждения о красоте, добре, справедливости и т.п.

    Ведь когда мы оцениваем какую-то вещь как красивую, мы должны иметь какой-то масштаб, какое-то мерило красоты, т.е. абсолютную (а не относительную), вечную (а не временную) красоту. То же относится к добру, истине, справедливости.

    Вот эти идеалы и есть подлинное, действительное бытие. Это целый мир эйдосов (идей). Они существуют реально, независимо от человеческого сознания и представляют собой бесцветную, бесформенную и неосязаемую сущность. Платон указывает и место их нахождения наднебесное пространство.

    Цель работы изучить особенности философии Платона.

    Задачи работы обозначить идею этологии в современной философии Платона; проанализировать политический идеал Платона; охарактеризовать политическую программу Платона.

    1 Идеи элитологии в современной философии Платона

    Философия как категория духовной избранности имеет глубокие исторические корни. Так, ещё Хрисипп из Сол утверждал, что если бы он делал, как все, он не был бы философом.

    Диоген Лаэртский далее продолжает: “О себе он был такого высокого мнения, что на чей-то вопрос: “Кому поручить мне /воспитание/ сына?” – он ответил: “Мне: ведь если бы я считал, что кто-то есть лучше меня, то я сам бы пошел к нему за философией”.

    Вот почему о нем говорили: Он лишь с умом; все другие безумными тенями веют” (Диоген Лаэртский.VII.183 и далее). Сам Диоген характеризует Хрисиппа как видного человека в философии, который отличался большим дарованием и всесторонней остротой ума.

    Элитизм философии, по мнению Хрисиппа, выражается в тайном знании посвященных. Тот, кто разглашает эти тайны, совершает кощунство. Философ, таким образом, выступает как хранитель этого эзотеризма, а сама философия – элитологией, специализирующейся на собирании и развитии “стратегической информации”.

    Близка к рассуждениям Хрисиппа и точка зрения Гераклита из Эфеса, который постиг философию через познание самого себя и самообразование: “Все дурное выбросил из головы” и “избежал порока пресыщения, зависти и спеси”. Его книга “О природе” специально была написана эзотерическим (“темным”) языком, чтобы доступ к ней имели лишь способные и чтобы обнародование не сделало ее открытой для прозрения.

    Идея избранности философии могла поэтому базироваться только лишь на одной доктрине эзотеризма. Она заключалась в том, что только качество знаний выделяет философа из толпы.

    А так как именно знания и составляют со-знание человека, то проблема избранности философии – это проблема элитарного сознания, а точнее, проблема достоинства такого вида сознания. Поэтому, для того чтобы философия пользовалась большим почтением среди людей, философам нельзя открывать свои тайны на посмеяние толпе (Аристотель).

    Быть может именно этим, в первую очередь, и объясняется поведение Гераклита: “Возненавидев людей, – пишет Диоген, – он удалился и жил в горах, кормясь быльем и травами”.

    Философия избранности не является открытием одного только Платона. Он, правда, явился самым полным ее выразителем античной эпохи, но отдельные элементы этого направления мы без труда находим в философии его великих предшественников и современников, таких, как Пифагор, Гераклит Эфеский, Сократ, Демокрит, Антисфен, Диоген Синопский, Аристотель…

    а) Философия избранности “пифагорейского ордена”.

    Названная нами “теория совершенства” Пифагора (ок.584, остров Самос, – ок.500 до н.э. Кротон, Южная Италия), по-видимому, была им изложена в упомянутом Диогеном Лаэртским трактате “О воспитании” (VIII,7).

    Опираясь на открытый им закон троичности, Пифагор утверждал о существовании трех миров (естественного, человеческого и божественного), которые взаимно поддерживая и определяя друг друга, исполняют вселенскую драму двойным движением – нисходящим и восходящим.

    Пифагор учил, что еще на земле человек имеет возможность очиститься и освободиться от пороков своего естественного бытия путем тройного посвящения. Дело посвящения состоит в приближении к великому Существу, в уподоблении Ему, в возможном усовершенствовании, и в господстве над всеми вещами посредством разума.

    Тайный Союз или Орден пифагорейцев в Кротоне был основан на эзотерическом учении Пифагора и жесткой системе индивидуального отбора кандидатов – совершенных и посвященных в это учение. Оставляя в стороне основные догматы пифагорейской философии, особо выделим “теорию совершенства”, антропологич

    Источник: https://www.studsell.com/view/107580/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector