«гигиеническое» вегетарианство ильи репина – вегетерианство

«Гигиеническое» вегетарианство: И. Е. Репин

«Гигиеническое» вегетарианство Ильи Репина - вегетерианство

Среди художников, которых по праву причисляют к окружению Толстого и которые стали приверженцами его учений, а также и вегетарианства, самым видным, несомненно, является Илья Ефимович Репин (1844-1930).

Толстой ценил Репина как человека и художника, не в последнюю очередь за его естественность и своеобразную наивность. 21 июля 1891 г. он написал обоим Н. Н. Ге (отцу и сыну): «Репин — хорошая художественная натура, но совсем сырая, нетронутая, и едва ли он когда проснется».

Репин нередко восторженно признавался сторонником вегетарианского образа жизни. Одно из таких признаний находим в письме, написанном им И. Перперу, издателю Вегетарианского Обозрения, немногим после смерти Толстого.

«В Астапове, когда Льву Николаевичу стало лучше и ему для подкрепления подали стаканчик овсянки с желтком, мне хотелось крикнуть отсюда: Не то! Не то! Дайте ему вкусно заправленный бульон из трав (или сена хорошего с клевером). Вот, что восстановит его силы! Воображаю, как улыбнулись бы заслуженные авторитеты медицины, только что прослушавшие полчаса больного и уверенные в питательности яиц…

А я в восторге справляю медовый месяц питательных и вкусных растительных бульонов. Я чувствую, как благотворный сок трав освежает, очищает кровь и влияет самым целительным образом на начинавшийся уже очень явственно склероз сосудов.

На 67-м году жизни при достатке и склонности к объедению я уже испытывал значительные недомогания, угнетения, тяжесть и особенно какую-то пустоту в желудке (особенно после мяса). И чем больше питался, тем больше внутренне голодал. Надо было оставить мясо — лучше стало. Перешел на яйца, масло, сыры, каши.

Нет: растолстел, не могу уже снять с ног ботинок; пуговки едва держат накопившиеся жиры: работать тяжело… И вот доктора Ламан и Паско (кажется, они из дилетантов) — вот мои спасители-вразумители. Н. Б. Северова изучила их, сообщала мне их теории.

Выброшены яйца (мясо уже и прежде оставленно). — Салаты! Какая прелесть! Какая жизнь (с оливковым маслом!). Бульон из сена, из кореньев, из трав — вот эликсир жизни. Фрукты, красное вино, сушеные плоды, маслины, чернослив… орехи — энергия.

Можно ли перечислить всю роскошь растительного стола? Но бульоны из трав — какое-то веселье. Это же ощущение испытывает и мой сын Юрий и Н. Б. Северова. Сытность полная на 9 часов, ни пить ни есть не хочется, все сокращено — свободнее дышится.

Вспоминаю 60-е годы: увлечение экстрактами мяса Либиха (белки, белки), а к 38 годам он был уже дряхлый, утративший всякий интерес к жизни старик.

Как я рад, что опять могу бодро работать и все мои платья, ботинки на мне свободны. Жиры, комками выступавшие сверху заплывших мускулов, ушли; тело помолодело и я стал вынослив в ходьбе, сильнее в гимнастике и гораздо успешнее в искусстве — заново освежился. Илья Репин».

12-го сентября в письме к Н. Н. Ге-сыну Толстой выражает удивление:

«Как смешон Репин. Пишет Тане [Татьяне Львовной Толстой] письма, в которых эмансипируется старательно от доброго влияния на него пребывания у нас». В самом деле, Репин, которому, без сомнения, было известно, что Толстой работает над Первой ступенью, написал Татьяне Львовне 9 августа 1891 г.

: «Вегетарианствую я с удовольствием, работаю, а никогда еще не работал так успешно». А уже 20 августа в другом письме говорится: «Вегетарианство я должен был оставить. Природа знать не хочет наших добродетелей.

После того, как я писал Вам, ночью меня хватила такая нервная дрожь, что наутро решил заказать бифштекс — и как рукой сняло. Теперь я питаюсь вперемежку. Да ведь здесь трудно: скверный воздух, вместо масла маргарин и т. д. Ах, если бы куда-нибудь выселиться [из Петербурга]! Но пока нельзя».

Почти все письма Репина в то время адресованы Татьяне Львовне. Он рад, что именно она будет ответствена за художественный отдел издательства «Посредник».

Переход Репина к вегетарианскому образу жизни еще долго будет движением по схеме «два шага вперед — один назад»: «Знаете ли, как это ни грустно, я пришел к окончательному заключению, что я без мясной пищи не могу существовать.

Если я хочу быть здоровым, должен есть мясо; без него у меня теперь сейчас же начинается процесс умирания, как Вы видели меня на страстной у Вас. Я долго не верил; и так и сяк испытывал себя и вижу, что иначе нельзя.

Да вообще христианство живому человеку не годится»

С 1900 года, со времени свадьбы Репина с Н. Б. Нордман-Северовой, его посещения Толстого становятся все реже. Но его вегетарианство будет строже.

Репин об этом сообщает в 1912 году в своей статье к тому «альбому» Ташкентской столовой «Безубойное питание», который печатается в журнале Вегетарианское обозрение за 1910-1912 гг.

в нескольких продолжениях; при этом повторяются иные показания, двумя годами ранее, сразу после смерти Толстого, вошедшие в письмо И. Перперу :

«Всякий момент я готов к благодарности Богу, что стал, наконец, вегетарианцем. Первый дебют был у меня около 1892 г.; продолжался два года – я не сумел и смалодушествовал под угрозой истощения.

Второй продолжался 2 1/2 года, в прекрасных условиях и пресекся по настоянию доктора, запретившего моему другу [т. е. Н. Б. Нордман] вегетарианствовать: для питания заболевших легких “необходимо мясо”.

Вегетарианствовать я было прекратил “за компанию”, и, из боязни отощать, старался есть как можно больше и особенно сыры, каши; начал толстеть до тяжести – это было вредно: еда по три раза, с горячими блюдами.

Третий период – самый сознательный и самый интересный, благодаря умеренности. Отброшены яйца (вреднейшая пища), устранены сыры. Коренья, зелень, овощи, фрукты, орехи.

Особенно супы и бульоны из крапивы и прочих трав и кореньев дают чудесное питательное и сильное средство к жизни и деятельности… Но я опять в особых условиях жизни: у моего друга талант изобретательности и творчества создавать из самых отбросов растительного царства необыкновенно вкусные яства. Все мои гости с восхищением хвалят мои скромные обеды и не верят, что стол без убоины и что он так дешево стоит.

Я насыщаюсь за скромным обедом, из двух блюд, в 1 ч. дня на весь день; и только в половине 8-го закусываю холодным: салат, маслины, грибы, фрукты и вообще, что найдется понемногу. Умеренность – счастье тела.

Чувствую себя как никогда прежде; а главное, я спустил все лишние жиры, и платья все свободны стали, а прежде были все теснее и теснее; и я уже с трудом надевал себе ботинки.

Ел три раза по несколько горячих всяких блюд и все чувствовал голод; а по утрам – угнетающую пустоту в желудке.

Почки работали плохо от перцу, к которому я привык, я стал тяжелеть и дряхлеть заметно в 65 лет от излишка питания.

Теперь, слава Богу, я стал легче и, особенно по утрам, чувствую себя свежо и бодро внутри. И аппетит у меня детский – вернее подростка: все ем с удовольствием, только бы воздержаться от излишка. Илья Репин».

Из воспоминаний писателя К. И. Чуковского, дружного с Репиным, мы знаем, что художник и в Петербурге посещал вегетарианские столовые. Чуковский особенно с 1908 г. как в Петербурге, так и в Куоккале находился в живом контакте с Репиным и Нордман-Северовой.

Он рассказывает о посещении «столовки» за Казанским собором: «Там приходилось подолгу простаивать в очереди и за хлебом, и за посудой, и за какими-то жестяными талонами. Главными приманками в этой вегетарианской столовой были гороховые котлеты, капуста, картошка. Обед из двух блюд стоил тридцать копеек.

Среди студентов, приказчиков, мелких чиновников Илья Ефимович чувствовал себя своим человеком».

Репин в письмах к друзьям не перестает ратовать за вегетарианство. Так, в 1910 году он уговаривает Д. И. Яворницкого не есть мясо, рыбу и яйца. Они вредны для человека. В. К.

Бялыницкому-Бируля он пишет 16 декабря 1910: «А насчет моего питания – я дошел до идеала (конечно, это не одинаково всякому): еще никогда не чувствовал себя таким бодрым, молодым и работоспособным.

Вот дезинфекторы и реставраторы!!!… А мясо – даже мясной бульон – мне отрава: я несколько дней страдаю, когда ем в городе в каком-нибудь ресторане… И с невероятной быстротой восстанавливают меня мои травяные бульоны, маслины, орехи и салаты.»

После смерти Нордман 30-го июня 1914 г. в Орселине близ Локарно, Репин поехал в Швейцарию. В Вегетарианском Обозрении он опубликовал подробный рассказ об умершей спутнице своей жизни, о ее характере, ее деятельности в Куоккале, ее литературном творчестве и последних неделях ее жизни в Орселино.

«Наталья Борисовна была строжайшая вегетарианка – до святости»; она верила в возможность лечиться «солнечной энергией», содержанной в виноградном соке. «На высоком подъеме из Локарно в Орселино, в райски прекрасной местности над озером Маджиоре, на маленьком сельском кладбище, выше всех великолепных вилл лежит наша строгая вегетарианка.

Она слышит гимн этого пышного растительного царства Творцу.

И глаза ее и сквозь землю смотрят с блаженной улыбкой в голубое небо, с какой она, прекрасная, как ангел, в зеленом платье, лежала в гробу, засыпанная дивными цветами юга…» В основе вегетарианства у Репина, как это показывают тексты, здесь приведенные, лежали прежде всего соображения здоровья, оно имело «гигиеническую» мотивацию. Строгость к самому себе, склонность к спартанству, эти качесчва были присущи Репину.

Источник: https://www.oum.ru/yoga/pravilnoe-pitanie/repin/

Вегетарианство – это образ жизни “Я никого не ем”

Вегетарианство – это образ жизни “Я никого не ем” Жизнь любого существа священна и неоправданное убийство является грубым нарушением законов Природы. Все растения и животные при выборе пищи следуют только своему инстинкту, но человек с его развитым сознанием при выборе пищи должен руководствоваться высшими принципами. Скажи мне что ты ешь и я скажу кто ты…

Слово “вегетарианец” вошло в обиход в 1842 году основателями “Британского вегетарианского общества”, оно происходит от латинского vegetus, что означает “крепкий, здоровый, свежий, бодрый”, как в словосочетании homo vegetus, которое означает духовно и физически развитую личность.

Изначально “вегетарианский” означало гармоничный с философской и нравственной точки зрения образ жизни, а не способ питания.

Вегетарианство – это важный шаг на пути к совершенному обществу, и те, кто задумается на его преимуществами, окажутся в одном ряду с такими людьми как Пифагор, Сократ, Платон, Плутарх, Леонардо да Винчи, Джон Мильтон, сэр Исаак Hьютон, Вольтер, Бенджамин Франклин, Жан-Жак Руссо, Ламартин, Перси Билли Шелли, Лев Николаевич Толстой, Джордж Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Альберт Эйнштейн.

Преимущества вегетарианства: здоровье экономика этика закон действия развитие сознания 1. Здоровье Употребление мяса увеличивает вероятность раковых и сердечно-сосудистых заболеваний (артеросклероз и др.). Переход на вегетарианскую пищу в 90-97% случаев предотвращает развитие сердечно-сосудистых заболеваний.

[Journal of the American Medical Association 176: 134-5, 1961] После алкоголизма и курения употребление в пищу мяса является главной причиной смертности в Западной Европе, США, Австралии. [Inter-Society Comission for Heart Disease Resources. Primary prevention of the arteriosclerotic diseases.

Circulation 42: A53-95, December 1970] Одна из причин вреда мяса заключается в том, что пищеварительный тракт человека не приспособлен к перевариванию мяса. Плотоядные животные имеют сравнительно короткий кишечник (в три раза длиннее тела), что позволяет своевременно выводить из организма быстроразлагающееся и выделяющее токсины мясо.

У травоядных кишечник в шесть раз длиннее тела, так как растительная пища разлагается намного медленнее, чем мясо. Человек, как и травоядные, имеет длинный кишечник, поэтому, когда он ест мясо, в организме образуются токсины, которые затрудняют работу почек и способствуют развитию артритов, ревматизма, подагры и даже рака. Кроме того, мясо обрабатывают химикатами.

Сразу как животное забивают, его туша начинает разлагаться и через несколько дней приобретает серо-зеленый цвет. На мясокомбинатах это предотвращают нитритами и др. веществами, которые обладают канцерогенными свойствами. Также в пищу животным, предназначенным на убой, тоже добавляют огромное количество химических веществ.

Люди могут избежать многих раковых заболеваний, уменьшив употребление мяса и употребляя больше овощей и злаков. [American Academy of Sciences. Diet, Nutrition, and Cancer, National Research Consul, National Academy Press, Wash.

, June 1982] Стандартные вопросы: Разве для человека не естественно питаться мясом? Разве организм не нуждается в белке животного происхождения? Правильные ответы: нет. Анатомическое строение – зубы, челюсти и система пищеварения – более приспособлено к употреблению вегетарианской пищи.

Ассоциация американских диетологов отмечает, что “подавляющее большинство людей на протяжении всей истории человечества питалось вегетарианской и преимущественно вегетарианской пищей”. Большая часть мира придерживается этого до сих пор. В развитых странах мира привычка к мясу распространилась не более ста лет назад после появления холодильников.

Однако даже в 20-м веке организм человека не приспособился к перевариванию мяса. Шведский ученый Карл Линней провел “сравнительный анализ внешнего и внутреннего строения тела человека и животных”, который доказывает, что естественной пищей для человека являются фрукты и овощи. Данные по таблице А.Д.

Эндрюса из книги “Пища для человека (Чикаго, Американское гигиеническое общество, 1970) Плотоядные Травоядные Человек нет пор на коже, тело охлаждается через язык много пор на коже, потоотделение много пор на коже, потоотделение острые резцы для разрывания мяса тупые резцы тупые резцы неразвитые слюнные железы для предварительного переваривания хорошо развитые слюнные железы для предварительного переваривания хорошо развитые слюнные железы для предварительного переваривания кислая слюна без птиалина щелочная слюна с птиалином для переваривания злаков и фруктов щелочная слюна с птиалином для переваривания злаков и фруктов нет плоских задних зубов для пережевывания есть плоские задние зубы для пережевывания есть плоские задние зубы для пережевывания сильная соляная кислота в желудке для переваривания животных соляная кислота в желудке в 10 раз слабее, чем у плотоядных соляная кислота в желудке в 10 раз слабее, чем у плотоядных длина желудочно-кишечного тракта только в 3 раза больше тела для быстрого вывода из организма гниющего мяса длина желудочно-кишечного тракта в 6-10 раз больше длины тела; растительная пища разлагается медленнее, чем мясо длина кишечника в 6 раз больше длины тела Доктор Пааво Айрола, специалист в области диетологии и естественной биологии, утверждает: “Двадцать лет назад считалось, что ежедневная норма потребления белка составляет 150г, а сегодня официально признанная норма снижена до 45 г. Почему? Благодаря исследованиям теперь достоверно известно, что организм не нуждается в большом количестве белка и его ежедневная норма составляет 30-45 г. Избыточное потребления белков не только бесполезно, но и приносит вред организму человека, более того, оно может стать причиной таких болезней, как рак и сердечно-сосудистые заболевания. Чтобы получить 45г белка в день совсем не обязательно есть мясо. Полноценная вегетарианская диета, состоящая из злаков, бобовых, орехов, овощей и фруктов и др., вполне обеспечивает человека необходимым количеством белка”. [Dr. Paavo Airola “Health Forum”, Vegetarion Times, August, 1982, p.52] Диетологи до сих пор считали, что полноценные белки (т.е. содержащие все 8 незаменимых аминокислот, невырабатываемых организмом) находятся только в мясе, рыбе, яйцах и молочных продуктах. Но исследования, проведенные в Каролинском институте (Швеция) и институте Макса Планка (Германия), показали, что большинство овощей, фруктов, семян, орехов и зерновых являются источниками полноценных белков, которые к тому же легко усваиваются и не содержат токсических примесей. Употребление в пищу в достаточном количестве натуральных продуктов полностью исключает возможность недостатка белка в организме. Не следует забывать, что растительный мир в конечном счёте являются источником всех видов белка. Вегетарианцы получают белок непосредственно из этого источника, а не через вторичную переработку, как те, кто питается мясом травоядных животных. Более того, организм и сам может вырабатывать т. н. “незаменимые аминокислоты”. Избыточное потребление белка снижает работоспособность человека. Доктор Ирвинг Фишер из Йельского университета провел серию экспериментов, в которые показал, что вегетарианцы имеют вдвое большую выносливость, чем те, кто употребляет в пищу мясо. Когда же он уменьшил потребляемое невегетарианцами количество белка на 20%, их работоспособность возросла на 33%. [Irving Fisher, “The influence of Flech Eating on Endurance”, Yale Medical Journal, 13(5); 205-21 (March 1907)] В ряде аналогичных исследований было установлено, что правильно подобранные вегетарианские продукты содержат больше питательных веществ чем мясо. Исследования доктора Дж.Йотекьо и В.Кипани из Брюссельского университета показали, что вегетарианцы способны работать в два-три раза дольше, что те, кто питается мясом, и к тому же они в три раза быстрее восстанавливают свои силы. [J.L.Buttner, A Fleshless Diet: Vegetarianism as a rational dietary, Frederick A. Stokes Company, New York, 1910, p.131-2] Подробнее о питании и здоровье 2. Экономика Мясо – пища, которую потребляет меньшинство за счет большинства. Дл получения мяса, зерно, которое можно было использовать для питания людей, скармливают скоту. По данным Министерства сельского хозяйства США, более 90% всего зерна, производимого Америкой, уходит на откорм домашнего скота и птицы, а для получения килограмма мясо надо скормить скоту 16 кг зерна. [Frances Moore Lappe, Diet for a small Planet, N.Y.Ballantine Book,1975] В среднеразвитых странах человек в среднем потребляет около 200 кг зерна в год, причем большая часть идет в пищу. А в Европе и США потребляют 1000 кг зерна в год, из которых 90% уходит на корм скота. [by Lester Brows from – Vic Sussman, The Vegetarian Alternative, Rodale Press,1978,p.234] Подобные факты показывают, что проблема голода создана искусственно. Сегодня в мире производится гораздо больше продуктов чем необходимо для того, чтобы прокормить население, но они бессмысленно расходуются. Если снизить производство мяса всего на 10%, это высвободит количества зерна, достаточное для прокормления 60 миллионов человек. [Джин Мэйер, доклад на комиссии сената США по питанию и продовольственной стратегии, Washington,D.C.: Febrary 1977,p.44] Другая цена за производство мяса – загрязнение окружающей среды. Слив сточных вод и сброс отходов мясокомбинатов загрязняет реки и водоемы больше чем городская канализация. Для выращивания 1 кг пшеницы требуется 60 л воды, на производство 1 кг мяса затрачивается от 1250 до 3000 л. [Paul and Anne Ehrlich, Population, Resources, Enviroment, W.H.Freeman and Company,1970,p.64] Выборочное обследование нью-йоркских магазинов в январе 1986г. показало, что килограмм говяжьего филе стоит около $8, тогда как килограмм вегетарианских продуктов, из которых можно приготовить питательных обед на семью, стоит меньше $4. Став вегетарианцем вы сэкономите несколько тысяч долларов в год. 3. Этика По мнению многих, самым важным аргументом в пользу вегетарианства являются этические соображения – стремление не причинить страдание или смерть живым существам. Очерк “Этика вегетарианства” в журнале “Североамериканского вегетарианского общества” развенчивает концепцию так называемого “гуманного убийства животных”: “В наши дни многие люди успокаивают себя мыслью о том, что животных теперь убивают “гуманными” способами. К сожалению, эти представления не имеют ничего общего с правдой”. Убойные животные все жизнь проводят в неволе и обречены на мучительное существование, они появляются в результате искусственного осеменения, подвергаются кастрации, стимулируются гормонами, откармливаются неестественной пищей и затем их в ужасных условиях везут на смерть. Они постоянно пребывают в состоянии ужаса и это передается через мясо тем, кто его ест. На бойнях животных оглушают ударами молота, электрическим током или выстрелами из пневматических пистолетов, затем подвешивают за ноги на транспортер, еще живым перерезают глотку и сдирают с них шкуру, так что они умирают от потери крови. И конвенции о условиях обращения с домашними животными и даже с лабораторными крысами не распространяются на сельскохозяйственных животных, которых увечат и убивают на скотобойнях. (Сходите, кстати, посмотрите.) Трактат Плутарха “О поедании плоти”: “Стоит ли спрашивать, почему Пифагор отказался от мяса? Лично меня больше интересует в каком состоянии ума находился человек, впервые прикоснувшийся устами к окровавленной плоти и отведавший мертвечины, какие обстоятельства вынудили его уставить стол блюдами из разложившихся туш и назвать пищей то, что ещё недавно мычало и блеяло, двигалось и дышало… Почему-то мы не едим львов и волков, которые представляют угрозу нашей жизни, а вместо этого убиваем безобидные и покорные существа, которые не могут причинить нам никакого вреда. Ради куска мяса мы лишаем их жизни, на которую они имеют такое же право как и мы”. Мы боимся бомб и ракет, но спокойно закрываем глаза на смертную боль и ужас, которые испытывают ежегодно убиваемые для питания людей 1,5 млрд. коров, овец и свиней, 22,5 млрд. птиц. [FAO Production Yearbook 1984, vol.38, Statistic Series No.61. Food and Agriculture Organization of Unated Nations, Rome,p.226-47] 4. Закон действия Действие на Санскрите называется “карма”. Любое действие влечет за собой последствия. Хотя понятие кармы обычно ассоциируется с восточной философией, тем не менее многие понимают, что “Закон кармы (Закон действия, Закон причины и следствия, 3-й Закон Ньютона) является таким же фундаментальном законом природы, как гравитация и время. Каждое наше действие вызывает определенные последствия. Согласно Закону кармы, если мы причиняем зло или страдание другому живому существу, то мы также будем страдать – это относится к каждому человеку и обществу в целом. Мы всегда расплачиваемся за содеянное и в каждом языке есть пословицы “что посеешь, то и пожнешь”, “как аукнется, так и откликнится” и так далее. Человек, питающийся мясом, может сказать, что он никиго не убивает, но на самом деле, покупая мясо в магазине или на рынке, он платит свои деньги за то, чтобы кто-то другой за него совершил это убийство. И оба навлекают на себя последствия кармы убийства. Бедствия и мировые войны – это тоже последствия кармы, то результаты последствий действий группы людей или общества. Писания основных религий запрещают человеку без необходимости убивать другие живые существа. Ветхий Завет – Книга Бытия (1.29), Сам Господь говорит: “Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу”. Новый Завет – пророчества Исаии о явлении Иисуса Христа: “Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе”. Иисус Христос был проповедником вегетарианства. Господь Будда известен проповедью против убийства животных и провозгласил ахимсу (непричинение вреда живому) и вегетарианство необходимыми условиями духовного самосовершенствования. Ведическая философия и литература (Махабхарата): “Тот, кто наращивает свое тело, поедая плоть других созданий, обрекает себя на страдания, в каком бы теле он не родился”. 5. Развитие сознания Помимо медицинских, экономических, этических, кармических и религиозных преимуществ в пользу вегетарианства есть еще один аспект – духовный. Вегетарианство способствует развитию сознания (так же как и Трансцендентальная Медитация). Вегетарианство: вопросы и ответы Питание и здоровье Вегетарианское питание – это выбор Сознание и вегетарианство Общие рекомендации по питанию – вегетарианская аюрведическая диета Общие правила приёма пищи согласно Аюрведе для улучшения пищеварения Рецепты правильного питания – “Наша пища должно быть лекарством.” Специи Молоко, масло-гхи, сыр-панир, йогурт, сметана, кисломолочные продукты Приготовление блюд из риса Бананы – лекарство от всех болезней Едят ли вегетарианцы яйца? Может вегетарианцам надо есть грибы? Доверять современной медицине в вопросах питания? Вегетарианство и Аюрведа Меняет ли вегетарианство характер человека? Гениальный мальчик стал вегетарианцем Вегетарианство и беременность ГМ-компоненты? Опасней мяса может быть только мясо! Может животным не больно и их можно есть? Иммунитет, его повышение и профилактика гриппа при вегетарианстве Вегетарианство: для гемоглобина и против анемии Коровы – лучше всех! Почему есть мясо коровы плохо? С чего начать вегетарианство? Сексуальность и вегетарианство Cruelty-free (не тестируемая на животных) косметика и бытовая химия Незаменимые аминокислоты Чеснок с точки зрения Аюрведы Вегетарианство, физические нагрузки и спорт Президент Словении Янеш Дрновшек – этический веган (строгий вегетарианец) Форум о вегетарианстве

Читайте также:  Как избавиться от головной боли - вегетерианство

[только для пользователей сайта]

Подписаться на форум: • 1. На странице

[только для пользователей сайта]

• 2. Через форму Нет! Будь вегетарианцем! Go veg!

+ |

Вегетарианский бисквит без яиц Бисквитное тесто многих пугает, так как наверняка у каждого были печальные опыты по его приготовлению. У меня тоже, и не раз. Но этот рецепт очень легкий и главное –… Медовик без яиц О, это моё самое любимое – обалденно вкусный, мягкий, тающий во рту торт! Странно, но я всегда думала, что медовик готовить долго и это очень нудное занятие. Оказалось – нет, всё п…
Вегетарианство набирает популярность среди молодежи По всему миру вегетарианство набирает популярность среди молодежи. Точее многие заявляют об отказе от мяса. Не приводит ли такой отказ к снижени… Мясо, как причина болезней Vyasa.ru – школа ведической культуры » Вегетарианство » Жить по-вегетариански. Необходимость отказа от мясоедения » Мясо, как причина болезней Сердечные заболевания:…

Источник: https://spy.uz/blogs/vegetarianstvo-russkaja-tradicija/vegetarianstvo-yeto-obraz-zhizni-ja-niko.html

Петер Бранг «Россия неизвестная: История культуры вегетарианских образов жизни от начала до наших дней»

Описание:В оформлении переплета использована фотография «За круглым столом в Пенатах» (1915).Художественное оформление обложки Ю. Саевича и О. Максимовой.Содержание:

  1. Петер Бранг. Россия неизвестная: История культуры вегетарианских образов жизни от начала до наших дней (монография, перевод А. Бернольд, П. Бранга)
    1. Предисловие, с. 9-9
    2. Предисловие к немецкому изданию, с. 9-10
    3. I. Введение, с. 13-18
    4. II. К предыстории: Этика отречения в церкви и сектах, с. 19-33
      1. Экскурс: Г.Р. Державин и пост, с. 31-33
    5. III. Краткий исторический обзор, с. 35-51
      1. Экскурс: К истории терминологии, с. 45-51
    6. IV. Ранние попытки научного обоснования
      1. 1. Первый манифест: А.Н. Бекетов, с. 53-62
      2. 2. Вегетарианец в сибирской ссылке? Н.Г. Чернышевский, с. 63-74
    7. V. Л.Н. Толстой: “Солнце вегетарианского мира”
      1. 1. Раннее становление: «единый Толстой», с. 75-80
      2. 2. «Это гибельное вегетарианство», с. 81-88
      3. 3. «Первая ступень»: возникновение и значение, с. 89-97
      4. 4. Эхо в России и на Западе, с. 98-102
      5. 5. Что говорит православная церковь?, с. 103-107
      6. 6. Вегетарианство—веганство Толстого и его семья, с. 108-121
      7. 7. Охота, любовь к животным и вегетарианский образ жизни, с. 122-127
      8. 8. «Алкоголь и табак», с. 128-133
      9. 9. Духоборцы, с. 134-138
      10. 10. Вегетарианство Толстого и советская власть, с. 139-143
    8. VI. Вегетарианский образ жизни: приверженцы и критики, с. 145-255
      1. 1. Московский Сократ: Н.Ф. Федоров
      2. 2. Христианская этика: В.С. Соловьев
      3. 3. «Писатели—сердобольники»
        1. 3.1. Заступник животных: Д.В. Григорович
        2. 3.2. Мужество убеждения: Н.С. Лесков
        3. 3.3. Переводчица—вегетарианка: А.П. Барыкова
        4. 3.4. Кровь животных: М.П. Арцыбашев
        5. 3.5. «Письмо» (взгляд на Украину): М. Коцюбинский
        6. 3.6. Гуманист: Шолом—Алейхем
      4. 4. Художники
        1. 4.1. «Воинственный» вегетарианец: Паоло Трубецкой
        2. 4.2. Толстовец «avant—la—lettre»: Н.Н. Ге
        3. 4. 3. Эзотерика и питание: Н.К. Рерих
        4. 4.4. «Гигиеническое» вегетарианство: И.Е. Репин
      5. 5. Эмансипация русской женщины: Н.Б. Нордман
      6. 6. Сочувствующая и насмешливая критика
        1. 6.1. Доброжелательный скептик: А.П. Чехов
        2. 6.2. Склонный к скандалу: В.В. Маяковский
        3. 6.3. «Вегетарианцы»: П. Гнедич
        4. 6.4. Веселость и дерзость сатиры: И. Ильф и Е. Петров
        5. 6.5. «Почему я стал вегетарианцем»: Н. Ватанов
      7. 7. Казус Наживина
    9. VII. Усилия по организации и пропаганде
      1. 1. Не только отец русской климатологии: А.И. Воейков, с. 257-265
      2. 2. Вегетарианские общества, с. 266-280
      3. 3. Вегетарианские столовые, с. 281-283
      4. 4. Журналы, с. 284-300
      5. 5. Всероссийский съезд в Москве 1913 г., с. 301-308
      6. 6. Издательство «Посредник», с. 309-310
      7. 7. Альманах «Естественная жизнь и вегетарианство», с. 311-312
      8. 8. «Вегетарианство и воспитание», или споры вокруг тезисов Лозинского, с. 313-318
      9. 9. Вклад евреев, с. 319-321
      10. 10. Вегетарианцы—эсперантисты, с. 322-324
      11. 11. Врачи – pro и contra, с. 325-339
      12. 12. Бойня – взгляд изнутри, с. 340-347
      13. 13. Поваренные книги, с. 348-351
    10. VIII. Русские вегетарианцы в Первую мировую войну и при Советах, с. 353-372
    11. IX. Утопия питания советского времени
      1. 1. «Научная утопия», с. 373-383
        1. Пища будущего: А.Н. Несмеянов
        2. Идеальный строй жизни: К.Э. Циолковский
        3. Человек не убивающий: В.И. Вернадский
      2. 2. Научная фантастика, с. 384-391
        1. Космический корабль с оранжереей: К.Э. Циолковский
        2. Вегетарианский образ жизни сатурнитов: Э. Зеликович
        3. Марсиане: А.П. Казанцев
        4. С перспективы растений: Абрам Терц
    12. X. После перестройки, с. 393-402
    13. XI. Взгляд назад и в будущее, с. 403-409
    14. XII. Тексты
      1. М.П. Арцыбашев. Кровь (повесть), с. 411-440
      2. М. Коцюбинский. Письмо (рассказ), с. 441-451
      3. Стихотворения
        1. Алексей Константинович Толстой. Колокольчики мои (отрывок), с. 452-452
        2. Николай Алексеевич Заболоцкий. Рыбная лавка (стихотворение), с. 452-453
        3. Сергей Есенин. Песнь о хлебе (стихотворение), с. 454-455
        4. Александр Добролюбов. Жалоба березки под Тройцын день (стихотворение), с. 455-455
        5. Александр Добролюбов. Примиренье с землей и зверями (стихотворение), с. 455-456
    15. XIII. Примечания, с. 457-531
    16. XIV. Приложение
      1. Избранная библиография, с. 533-540
      2. Указатель имен и мест, с. 541-558
      3. Предметный указатель, с. 559-564
      4. Принятые сокращения, с. 565-565
      5. Источники иллюстраций, с. 566-567

Примечание:В книге есть вкладка из 16 листов фотографий.В выходных данных указан также Издатель А. Кошелев.

Источник: http://fantlab.ru/edition159139

Вегетарианство – из прошлого в будущее

Вегетарианство…  Такое интересное слово! Даже не слово, а скорее всего понятие, или даже не понятие – а образ мысли и образ жизни! Так будет точнее.

Для одних это стиль жизни, для других чуть ли не ругательство. Так что же такое – «вегетарианство»? Попробуем окунуться в историю:

Слово «вегетарианец» вошло в обиход в 1842 году основателями

«Британского вегетарианского общества», оно происходит от латинского vegetus, что означает “крепкий, здоровый, свежий, бодрый”, как в словосочетании homo  vegetus, которое означает духовно и физически развитую личность. Изначально

“вегетарианский” означало гармоничный с философской и нравственной точки зрения образ жизни, а не способ питания.

Таким образом, изначальный смысл, который вкладывали отцы-создатели – это человек, который питается в соответствии с законами природы, а не по зову желудка. Со временем слово изменило смысл и стало более утилитарным, стало означать человека, который питается растительной пищей. Следует отметить, что вегетарианцы делят себя на следующие категории:

  1.  Сыроеды (растительная пища без кулинарии);

  2.  Строгое вегетарианство (только растительная пища);

  3.  Нестрогое вегетарианство (допущение продуктов животного происхождения кроме мяса животных) они делятся на: -лактовегетарианцев (допускающих молочные продукты) -лактоововегетарианцев (кроме молока и продуктов из него допускаются еще и яйца)

Иногда вегетарианцами называют себя и те, кто не употребляет мясной пищи, но допускает рыбу и изделия из нее.

Я не стану перечислять всех знаменитых людей, которые придерживались вегетарианских взглядов на питание, даже не подозревая, что это именно так называется.

Достаточно упомянуть что среди них были Пифагор, Сократ, Платон, Плутарх, Сенека, Будда, Заратустра, Леонардо да Винчи, сэр Исаак Hьютон, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Лев Толстой, Джордж Бернард Шоу, Робиндранат Тагор, Б.Франклин, Альберт Эйнштейн и многие другие.

Анастасия и Вегетарианство

Очень трудно представить себе, что Анастасия может есть мясо, ведь для этого необходимо убить животное. Просто невозможно вообразить, как Анастасия, взглядом полным любви, призывает к себе куропаточку и…

сворачивает ей шейку. Из этого я хочу сделать вывод, что даже само слово “мясо” никак не стыкуется с образом Анастасии, не говоря о самом продукте.

Вот что говорит о Вегетарианстве Анастасия в шестой книге:

    «Животные домашние и человек в Ведический период были вегетарианцами и никогда не ели мяса, даже помыслить не могли о такой пище. Многообразие растущего вокруг могло с избытком усладить вкус человека и животных, с ним живущих рядом.»

«Обрати внимание, Владимир, в природе не случайно так устроено, что в течение всего весенне-летнего и осеннего периода в определённой последовательности созревают и приносят свои плоды разные растения.

Сначала появляются травинки, одуванчик например, они тоже приятны и вкусны бывают, особенно когда их с зимней пищею смешать.

Созревают ранняя смородина, и земляника, и малина – ранняя на солнышке и поздняя – в тени, черешня, позже вишня и множество других плодов, трав и ягод, свой избирая точно срок, к себе привлечь людское вниманье постараются необычной формой, цветом, ароматом.

Науки о питании тогда не существовало. Чего и сколько есть необходимо и в какое время – никто об этом даже и не думал. И всё же в пишу человек употреблял всё необходимое для организма, с точностью до грамма.

У каждой ягодки, травинки и плода в году есть день свой, час, минута, когда он наибольшую для организма человека может пользу принести. Когда, растя себя, он завершит процесс, с планетами вселенскими осуществляя связь.

Когда учтёт характер подземелья, и окружающих его растений, и человека, взором одарившего его, оценит и определит, что более всего ему потребно.

И именно в тот день, когда готовым станет человеку послужить, его почтит своим приёмом человек, допустит совершенство стать своею пищей.»

«Сначала сам себе вопрос задай логичный.

Если язычники, как обвиняют их, кого-то в жертву Богу приносили, то почему же даже слух о жертвоприношениях их разум возмущал и чувства? Логичнее приветствовать подобное и с рвением стремиться повторять.

Не возмущаться, новую религию не принимать. Но возмущён народ был, почему? Конечно потому, что даже помыслы язычников не принимали жертвоприношенья животных, а тем более людей.

Вот потому никто не может представить до сих пор ни одного источника, гласящего о том, что были жертвоприношения среди людей языческой Руси. Лишь христианства летописцы об этом говорят. Но ведь они в языческой Руси не жили. Но ведь они не знают даже языка языческой Руси.

И где ж источники и рукописи той – языческой Руси? Часть спрятана, часть уничтожена в кострах, как в Риме. Что ж было крамольного в тех свитках? О чём они гласили? И не читая их, сегодня может догадаться каждый. Они б раскрыли ложность обвинения язычества. И знания ведизма передать могли.

Всё дело в том, что люди всей языческой Руси не только с кровью жертвоприношения не знали. Они совсем не ели мяса. Они об этом и помыслить не могли. С животными язычники дружили. А рацион питания их повседневного многообразен был, но состоял он только из растительного.

Кто может хоть один рецепт представить блюда российской древней кухни, где мясо бы упоминалось? Никто!

Но даже в сказах говорится: о том, как репу уважали на Руси, мёд-пиво пили. Вот пусть сегодняшние люди, кто даже мясо ест, попробуют испить теплое медовое питье, с пыльцой цветочной, травами, после него не то, что мяса, ничего есть не захочет человек. А коль заставить силой, со многими от мяса может рвота получиться.

К тому ж, сам посуди, Владимир, к чему им мясо было есть, коль пищи множество вокруг легкоусваивающейся, калорийной было.

Пчела питается зимой лишь одним мёдом и пыльцой. При этом в улье всей зимой не испражняется пчела.

Весь продукт усваивает организм пчелы. И люди сбитень – напиток, с мёдом сваренный, – гостям преподносили сразу по приходу в дом. А кто же после сладкого мясное станет есть? Пишу мясную в мир кочевники внедрили.

В пустынях и степях немногое для еды найти они могли. Вот потому кочевники и убивали скот.

И ели мясо тех животных, что с ними вместе тяготы кочевья переносили, возили скарб их, молоком кормили, давали для одежды шерсть свою.»

Наука и Вегетарианство

Таким образом становятся смешными вымыслы о якобы невозможности просуществовать без мяса. Предвосхищаю лавину мнений о том, что организму просто необходимы животные белки. Нет не нужны! Для того чтобы это понять, достаточно просто осознать, что человек НИКОГДА не был хищником – просто мы ПЛОДОЯДНЫЕ!

Ниже приведена таблица которая является доказательством выше сказанного.

Сравнительная таблица строения человека и животных

 

имеет когти не имеет когтей не имеет когтей
нет пор на коже, телоохлаждается через язык множество пор на коже,через которые осуществляетсяпотоотделение множество пор на коже,через который осуществляетсяпотоотделение
острые резцы, предназна-ченные для разрывания мяса тупые резцы тупые резцы
неразвитые слюнные железы (нет необходимости в предварительном перивариваниизлаков и фруктов) хорошо развитые слюнные железы, необходимые дляпредварительного перевариваривания злаков и фруктов хорошо развитые слюнные железы, необходимые дляпредварительного перевариваривания злаков и фруктов
кислая слюна, не содержащая птиалина, необходимого дляпредварительного переваривания злаков и фруктов щелочная слюна, содержащая птиалин, необходимый дляпредварительного переваривания злаков и фруктов щелочная слюна, содержащая птиалин, необходимый дляпредварительного переваривания злаков и фруктов
нет плоских задних зубов, необходимых для пережевывания пищи есть плоские задние зубы, необходимые для пережевывания пищи есть плоские задние зубы, необходимые для пережевывания пищи
сильная соляная кислота в желудке, необходимая для переваривания мышц икостей животных соляная кислота в желудке в 10 раз слабее, чем у плотоядных соляная кислота в желудке в 10 раз слабее, чем у плотоядных
длина желудочно-кишечноготракта только в 3 раза больше тела животного, что позволяет быстро выводить из организма гниющее мясо длина желудочно-кишечноготракта в 6-10 раз больше длины тела; растительная пища разлагается намного медленее, чем мясо, поэтому она может дольше находится в кишечнике длина кишечника в 6 раз больше длины тела

Весь организм наш создан так, что максимальная отдача от еды получается не от зажаренного шашлыка или от густого наваристого борща а от элементарного яблока и простейшей морковки! Готов поспорить  с теми, кто хочет сказать обратное. А для примера могу привести лишь часть цифр: 70 процентов энергии, получаемой при переваривании мяса идет на его – же переваривание. Вопрос напрашивается сам собой – зачем мы так страдаем? Имеет ли смысл так себя нагружать?

Но и это не все – есть еще так называемые «тонкие уровни». Для кого-то это душа, для кого-то карма  – можно дать массу определений и слов – но суть не в этом. А суть в том, что эта энергия никуда не исчезает, просто переходит от одного к другому.

Именно там происходит зарождение всех наших болезней и именно там человек начинает постигать Божественную мудрость.

Интересно, как вы думаете, что должно ощущать животное, которое мы ведем на бойню, какие мысли его посещают в последний момент? Для этого достаточно взглянуть в глаза ему перед тем как мы его умертвим. Это – ужас и немой вопрос – «за что?».

Действительно – за что мы так не справедливы к ним, к нашим ДОМАШНИМ (подчеркиваю) животным, для которых мы не просто хозяева, а источник жизни. Я думаю достаточно.

А теперь простая логическая цепь – мысли и чувства животного никуда не исчезли и каждый – подчеркиваю КАЖДЫЙ – кусок мяса несет их частицу. А теперь мы, съев все это получаем внутрь себя все эти мысли и чувства.

Ну и как? Хорошо теперь? Я думаю – не очень.

Да – ну и картинку я нарисовал – аж самому стало неприятно.

А теперь вернемся к нашему вегетарианству, точнее к экономической стороне вопроса.

Задумаемся, на что человечество тратит свои силы и средства – сначала на выращивания кормов, потом на откорм животных (плюс на утилизацию отходов животноводства), потом на переработку мяса (плюс на утилизацию отходов), потом на приготовление продуктов и их потребление (плюс на утилизацию того, что мы не смогли съесть).

Если учесть, что отдача на каждом этапе не превышает в лучшем случае и половины, то мы тратим как минимум в 6 раз больше энергии и средств только на получение итога, не скажу, что результата, потому результатом это назвать нельзя, разве что в шутку – ибо отсутствие результата – тоже результат.

А если добавить сюда утилизацию отходов, то мы получаем результат на порядок, а то и на два меньше затрат.

А теперь просто попробуем исключить из цепочки те звенья,  которые касаются животных, мы сразу получаем отдачу на ПОРЯДОК выше.

Вот я и хочу спросить вас – так стоит ли тратить жизнь на то, чтобы просто быть рабом желудка?

Ответ прост и очевиден – НЕТ!

Если все, что я написал Вас никак не тронуло, то Вы просто «не созрели» для принятия этого – не расстраивайтесь! А если, Вы согласны со мной  – то значит, Вы готовы перейти к вегетарианству (хотя в данный момент возможно и не придерживаетесь этих взглядов в питании).

Главное – мысленно понять что для Вас приятнее – именно «ПРИЯТНЕЕ», потому как в древних Ведических традициях, которые с полным правом можно тоже отнести к вегетарианским, понятие приятности одно из самых важных. Когда нам приятно, наша душа открыта и тем самым мы увеличиваем уровень счастья, у нас начинают уходить стрессы, которые тоже являются источниками наших болезней.

Итак – если Вам приятнее наслаждаться вкусом свежего яблока или груши, а не затрамбовывать в себя жареное сало и вареное мясо, то Вам стоит стать вегетарианцем, если Вы еще им не стали.

За вегетарианством будущее! Это не лозунги – это действительно так! Уже сейчас, даже не сейчас, а еще вчера, энтузиасты нашли способы получения без рабского труда все лето урожая с 6 соток дачи, которым  можно прокормить семью из 3 человек весь год. Не верите – почитайте Николая Ивановича Курдюмова – очень настоятельно рекомендую.  

Куратор рубрики: 

Станислав Карпук, Днепропетровск

stanislav_k@olviabeta.com

Источник: http://anastasiaclubs.narod.ru/pitanie/vegetar.htm

Книга Россия неизвестная: История культуры вегетарианских образов жизни с начала до наших дней читать онлайн бесплатно, автор Петер Бранг на Fictionbook, cтраница 10

Скачать полностью

Духоборцы, или духоборы, – религиозная секта, возникшая, вероятно, около середины XVIII века. Ее приверженцев Александр I в 1802 г. сослал на Кавказ на относительно мягких, либеральных условиях.

Духоборцы отвергали государство (а с ним и присягу), военную службу, частную собственность и ритуальную сторону религии.

Название «духоборы» было дано им архиепископом Амвросием Серебренниковым в 1785 году и означало «борцы с духом»; позднее приверженцы секты стали толковать это название противоположным образом: «борцы за дух». При Николае I, в период между 1841 и 1845 гг.

, духоборцев переселили в отдаленное Закавказье; они подвергались преследованиям вплоть до 1890–х гг. Тогдашний глава общины – Петр Васильевич Веригин (1862–1924) – в тюрьме читал Толстого.

Под впечатлением от этого чтения он дал духоборцам «толстовское» имя – «община христиан всемирного братства», – став убежденным последователем учения о непротивлении злу насилием и вегетарианства, которое духоборцы, верившие в реинкарнацию, частично практиковали и до этого. В июне 1895 г.

Веригин подвигнул около 20 000 духоборцев, живших на Кавказе, на уничтожение оружия в торжественном обряде. Правительство выслало казаков, чтобы «восстановить порядок». Земли духоборцев были конфискованы, 4 300 человек были сосланы в грузинские горные деревни 1, их предводители – арестованы. После этого на Кавказ отправился П. И. Бирюков, и Толстой анонимно напечатал его подробный отчет под заголовком «Преследование христиан в России в 1895 г.» («The Persecution of Christians in Russia in 1895») в лондонской «Times».

Петр Веригин, находившийся в ссылке в Тобольске с 1886 г., в 1898 г. направил на имя императрицы Александры Федоровны прошение, в котором объяснял причину уклонения духоборцев от воинской повинности их вегетарианским образом жизни. «Умоляю тебя, сестра во Христе Господе – Александра, упроси супруга своего Николая пощадить от гонения христиан на Кавказе.

(…) Тебе, вероятно, известно учение вегетарианства, мы сторонники этих гуманитарных взглядов; недавно оставили употреблять в пищу мясо, пить вино и много такого, что ведет к развратной жизни и затмевает светлость души человека. Не убивая животных, мы человека лишать жизни ни в каком случае не считаем возможным. (…) От полной души прошу Господа о благоденствии Вашей семьи.

Раб Христа Петр, живущий в ссылке в Тобольской гу—бернии» 2.

Соратники Толстого Чертков и Бирюков не раз заступались за духоборцев. Толстой собирал деньги, торопился как можно скорее закончить роман «Воскресение», над которым работал с 1889 г.

, для того чтобы пожертвовать гонорар духоборцам; в письме стокгольмской Dagblad осенью 1897 г. он ратовал за то, чтобы им присудили Нобелевскую премию мира в размере 100 000 рублей 3. «Воскресение» вышло в журнале «Нива» в 1899 году.

При содействии квакеров Толстой, наконец, добился для духоборцев разрешения переселиться в Канаду.

Письмо П. Веригина, усилия Л. Толстого и его соратников, наконец, поддержка квакеров возымели действие, и в 1899 г. было получено официальное разрешение на переселение духоборцев в Канаду, которое тогда же и началось (лишь немногие остались в России) 4. По приезде в Канаду 7 400 духоборцев начали вести фермерское хозяйство в провинции Манитоба, в пшеничных краях Саскачевана и Альберты.

Пища имела для духоборцев глубоко символическое значение. При каждом религиозном собрании на стол ставился большой круглый хлеб, кувшин воды и чаша с фруктами. Трапезничали деревянными ложками; починали часто с капусты или борща.

Духоборцы отдавали предпочтение фруктам, блинам, каше, пирогам и зеленой фасоли, а также свежим овощам, помидорам, салату и кукурузе. Потребляли молочные продукты, яиц же в пищу почти не использовали.

Обычным напитком был чай с лимоном, а также сок красной смородины и черники.

Если обособление духоборцев в России было навязано правительством, то в Канаде они обособились сами, так как образ их жизни и питания не соответствовал и канадским обычаям и законам. Лишь часть духоборцев, около 1000 человек, покинула общину и ассимилировалась с канадским обществом 5.

Еще одна часть (около 2000 чел.) – «свободни—ки», более радикальные по духу, нежели большинство, – в августе 1902 г. отреклась от П. Веригина, который был выпущен на волю и последовал за своими сподвижниками в Канаду.

«Свободники» отказывались потреблять животные продукты, питались только сырой пищей, не ели и хлеба, пренебрегали одеждой из меха, кожаными сапогами и другими изделиями животного происхождения, отпускали скот пастись на волю, почитая за грех использовать его как рабочую силу; провокационно прибегали к нудизму: как—то они даже подошли в марше протеста к г. Виннипегу, где были разогнаны полицией, а предводители временно арестованы. Они решительно отказывались адаптироваться к канадским условиям, тем самым обрекая себя и в Канаде на порой довольно жестокие преследования: духоборцев разлучали с женами и детьми, насильно принуждали переселяться обратно в их деревни; арестованных подвергали в тюрьмах пыткам 6:

Как видно, и свободные общества демонстрируют неспособность к проявлению терпимости по отношению к укладам жизни, отклоняющимся от нормы, даже в такой просторной стране, как Канада.

Толстой узнал о судьбах духоборцев, переселившихся в Канаду, из свидетельства И. Наживина в книге «Голоса народов» (М., 1908). Однако уже в феврале 1903 г. в письме к П. В.

Веригину Толстой дает совет, чтобы тот как можно умереннее употреблял свой авторитет руководителя, и уповает на то, чтобы «те, которые считают, что не надо пользоваться трудом животных, так же как и те, которые живут оседло земледелием, считали бы возможным любовь и единение между собою, несмотря на различие взглядов…» 8.

В письмах от 2 января и от 3 марта 1904 г. писатель выражает радость по поводу материального благосостояния, достигнутого общиной, при этом высказывая пожелание, чтобы духовные устремления от этого не пострадали 9. Весной 1910 г. Толстой получает из Канады письмо от большого собрания духоборцев, состоявшегося 25 января 1910 г.

в деревне «Веригин» (наименование указывает на существование известного культа личности…). В протоколе собрания говорилось: «Насколько возможно стараемся перейти на чисто—вегетарианскую растительную пищу, чтобы обойтись без скотоводства, а взамен всего заняться садоводством и пчеловодством.

Для такой цели уже приобретено в Бритч—Колумбии около десяти тысяч акров земли, на которой вот уже два года живут наши братья и сестры». В собрании, которое длилось четыре дня, приняли участие представители 42 деревень 10.

Ситуация духоборцев, переселившихся в Канаду, была позднее также описана «апостатами», чьи свидетельства православная церковь печатала в брошюрах, направленных на борьбу с сектантством. В этих брошюрах речь идет и о чисто растительных предписаниях духоборцев в еде, и об их негативных последствиях, а также в целом о радикализации различных группировок 11.

Часть духоборцев осталась в царской Империи. Из них пять тысяч проживали после Октябрьской революции в грузинском Закавказье близ турецкой границы.

Советская власть, вплоть до конца гражданской войны проявлявшая по отношению к крестьянским сектам «не только высокую степень терпимости, но даже известное покровительственное отношение» 12, в конце 20–х гг. взялась за их систематичное притеснение.

В ознакомительной брошюре Ф. Путинцева «Духоборье», изданной акционерным обществом «Безбожник» в 1928 г., представлен негативный образ жизни этой общины.

В частности, о питании сообщается следующее: в целом духоборцы едят постное, но мясное по праздникам и у более зажиточных по будням. Иногда потребляют дикую птицу и рыбу. От однообразной и грубой пищи у духоборцев часты катаральные болезни желудка… 13

10. Вегетарианство Толстого и советская власть

«Имя „Лев Толстой“ и понятие „вегетарианство“ давно слиты воедино, неразрывно связаны, – заявляет В. И. Пору—доминский в начале своей статьи „Толстой и этика пищи“, напечатанной в 1992 году.

 – …Всякое упоминание о вегетарианстве почти неотвратимо тянет за собой в качестве примера ссылку на Льва Толстого, как в ряду ассоциаций вслед за упомянутым именем Льва Толстого, вместе с „Войной и миром“ и „Анной Карениной“, Ясной Поляной, Севастополем, мужиками, пахотой, седой бородой, серой блузой, неизбежно оказывается вегетарианство». Можно смело утверждать, что это замечание, сделанное в 1992 г., нельзя отнести к советскому времени.

Приверженцы вегетарианства, разумеется, рассчитывали на то, что после периода как тайного, так и явного подавления вегетарианства при царизме, с победой Октябрьской революции наступит время, когда и эта сторона личности Толстого получит всеобщее признание, а это будет оказывать на общество широкое воздействие.

Такие надежды нашли трогательное выражение в одном из писем врача Толстого Д. П. Маковицкого. Вернувшись на родину (в Словакию), он написал в 1920 г. письмо, которое, однако, так и не было отправлено – черновик хранится в архиве Д. П. Маковицкого в Братиславе. Автор обращается к А. В.

Луначарскому, первому народному комиссару просвещения, с предложением теперь, после революции, включить в учебные программы советских школ азбуки и книги для чтения Толстого «Для чего люди одурманиваются?» и «О вегетарианстве (первая степень)» [т. е. «Первая ступень»] 1. Очевидно, Маковицкий не был знаком со статьей В. И.

Ленина «Лев Толстой как зеркало русской революции», напечатанной в газете «Пролетарий» (сентябрь 1908, № 35) и впоследствии очень известной. Будущий вождь излагал в ней свой взгляд на приверженцев Толстого: «…„Толстовец“, т. е.

истасканный, истеричный хлюпик, называемый русским интеллигентом, который, публично бия себе грудь, говорит: „Я скверный, я гадкий, но я занимаюсь нравственным самоусовершенствованием; я не кушаю больше мяса и питаюсь рисовыми котлетками“» 2.

В СССР о вегетарианстве Толстого – насколько это было возможно – умалчивали. В комментариях к 90–томному Полному собранию сочинений Л. Н. Толстого этот вопрос затрагивается лишь вскользь там, где это оказалось неизбежным. Наряду с этим собранием сочинений, подготовка которого была начата в 1918 году под общей редакцией В. Г.

Черткова 3, предусматривалось выпустить «Свод» мыслей Толстого в десяти томах, который должен был выйти в 1928 г.

Этот свод должен был представлять собой «грандиозную энциклопедию мыслей Толстого» и охватывать «все основные, главные проблемы жизни человеческой и извлеченных из всех, изданных и неизданных еще, произведений Толстого – мыслителя и художника, из всех его дневников, писем и т. д.». Над этим проектом работал сперва В. Г.

Чертков, а затем, вплоть до своей смерти, Ф. А. Страхов (1861–1923). Этот свод был подготовлен к печати в 1926 г.: И. Горбунов—Посадов в сборнике «К столетию Л. Н. Толстого» (1927) глубоко сожалел о том, «что, несмотря на все усилия В. Г. Черткова, ничего не предпринято еще» для печатания этого компендиума 4.

Кстати, по поводу сороковой годовщины основания «Посредника» Н. Н. Гусев подчеркивал, что это издательство «в области личной нравственности» проявило себя «изданием ряда книг по вегетарианству (безубойному питанию) и половому вопросу» 5.

В связи с юбилеем Толстого в 1928 г. журнал «Гигиена питания», орган «Ленинградского научно—гигиенического вегетарианского общества», опубликовал краткую программную статью А. Миронова, озаглавленную «Л. Н. Толстой и вегета—рианство» 6. В ней говорится: «.

Л. Н. Толстой имеет свои отрицательные стороны. К числу таковых следует отнести его учение о непротивлении злу», противоречащее эволюционной теории Дарвина и «неизбежности классовой борьбы, научно обоснованной и детально разработанной тов. Лениным».

И далее:

Неудивительно, что «Свод» мыслей Толстого, собранный Чертковым, напрасно ждал своего часа. Другая статья в том же номере журнала носит название «К юбилею Толстого» 7. Так же как Вольтер расчистил почву для Конвента, – заявляет автор д—р Е. Изаксон, – так и Толстой подготовил путь Советам.

«Может быть, что Толстой, разрушая старое, думал о новом иначе; но исторический ход вещей более логичен и последователен, чем отдельный, даже самый могучий ум». Толстой, написавший шедевры мировой литературы, «жалеет о написанном и предпочитает ему сухие, абстрактные, религиозные формулы; после излишеств светской жизни он переходит на босоножество, „толстовку“ и вегетаризм».

Но на эту перемену не надо смотреть под углом непротивления злу. Такие приверженцы Толстого полагают,

Третьим в «Гигиене питания» следует «Привет одесским вегетарианцам». Сообщается, что в Одессе было основано «Одесское научно—гигиеническое вегетарианское общество», принявшее устав Ленинградского общества (Л.Н.Г.В.О.

): «Особенно нас радует, что в борьбе религиозно—этического вегетарианства с научно—гигиеническим победили наука и здравый смысл. Этим самым положен конец мистическим бредням. (.

) Приветствуем от всей души новое Общество и желаем, чтобы научная вегетарианская идея на юге ярко блистала и освещала путь рационального питания, которое должно привести к оздоровлению социалистического общества» 8.

Но даже такое «приспособленчество» – по выражению советских времен – не помогло: в 1930 г. слово вегетарианское исчезло из названия и с титульного листа журнала.

Не удивительно поэтому и то, что в объемной статье о Толстом во втором издании Большой Советской энциклопедии (1956) слово вегетарианство отсутствует, а вопросы питания вообще не затрагиваются 9. И все же в томе на букве В (1951 г.) в словарной статье вегетарианство есть упоминание о том, что Толстой в 1892 г. своей статьей «Первая ступень» «популяризировал» вегетарианство.

В 1965 г. в журнале «Филологические науки» появилась статья Б. Трубецкого под названием «Л. Н. Толстой в воспоминаниях кишиневского журналиста». Вряд ли кто—нибудь мог бы подумать, что этот текст имеет прямое отношение к теме «Толстой и вегетарианство». Тем не менее, в нем действительно приводятся выдержки из описания встречи И. О. Перпера с Толстым в Ясной Поляне 1 июня 1909 г., которое И.

О. Перпер напечатал в своем журнале под заголовком «У Льва Николаевича Толстого и его друзей (Вегетарианская поездка)». Б. Трубецкой сообщает: «Этот очерк не вошел в двухтомник „Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников“ (1955), не перепечатывался, а потому неизвестен широкой читательской публике. (…) Очерк И. О. Перпера дает ряд новых сведений об облике и жизни Л. Н. Толстого (…)» 10.

К эзопову языку прибегает также и Гр. Кулижников, автор статьи, напечатанной 7 октября 1983 г. в газете Московского университета: «„Быть воздержанным в питие [sic!] и пище“. К 155–летию со дня рождения Л. Н. Толстого» 11. Под этим безобидным заголовком скрывается краткое, но информативное изложение отношения Толстого к вегетарианству. Указывается на «Первую ступень», а также на труды А.

Бекетова и А. Воейкова. Впрочем, это было уже в преддверии перестройки. С ее приходом А. С. Коваленко (кандидат физико—математичесих наук!) в еженедельнике «Книжное обозрение» в 1988 г. категорически требует: «Опубликовать… Л. Н. Толстого!».

В обвинительном тоне он указывает на то, что ни «Азбуки», ни «Книги для чтения» он не нашел в каталоге Научной библиотеки АН УССР, фонды которой составляют 10 млн книг.

Эти сочинения Толстого были перепечатаны только в 1978 и в 1987 годах «мизерным тиражом» всего в 20 тысяч экземпляров, а другие педагогические и религиозные сочинения появились после 1917 года только единожды в 90–томном Полном собрании сочинений (5 000 тысяч экземпляров) и, таким образом, в СССР практически неизвестны даже учителям.

Трескучие декларации о том, что «за годы Советской власти сочинения Толстого изданы тиражом свыше 200 млн экз. на 98 языках.» – «на поверку оказываются самой примитивной „лицемерной ложью“, столь свойственной официальной пропаганде в минувшие десятилетия. Ибо массовыми тиражами издано лишь небольшое число программных сочинений великого писателя».

Между тем при царизме толстовские сочинения нравственно—педагогического характера были рекомендованы Министерством народного просвещения в качестве учебных пособий для школ, несмотря на то что они были направлены против существующего режима 12. К сочинениям Толстого, никогда после 1917 г. отдельно не публиковавшимся и практически недоступным, относится, безусловно, и эссе «Первая ступень»: в печати оно появилось вновь не ранее как в 1994 и 1998 гг. 13 – наряду с другой «вегетарианой» Толстого.

Источник: https://fictionbook.ru/author/peter_brang/rossiya_neizvestnaya_istoriya_kulturiy_v/read_online.html?page=10

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector