Вегетарианство в основных мировых религиях – вегетерианство

Стивен Роузен – Вегетарианство в мировых религиях

ВЕГЕТАРИАНСТВО В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ

ОТЗЫВЫ О КНИГЕ «ВЕГЕТАРИАНСТВО В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ»

(В ПЕРВОМ ИЗДАНИИ — «ПИЩА ДЛЯ ДУХА»)

«Пища для духа»…убеждает нас в том, что все религии учат состраданию, и что воздержание от мясной пищи — нечто гораздо большее, чем просто забота о здоровом питании. Это — основа истинно глубокой духовности».

«Индуизм сегодня»

«Книги о вегетарианстве и религии редки на Западе. Потому работа Стивена Розена, написанная с точки зрения философии вегетарианства, особенно ценна… Те, кто уже перешел на растительную диету, еще больше укрепятся в своих убеждениях».

«Вегетариан таймс»

«Книга Роузена станет откровением для тех, кто до сих пор слишком просто и ограниченно понимает призыв к вселенскому состраданию и почитанию священной природы всего творения. Те же, кто уже вступил на путь духовного развития и осознал, что вегетарианство — важный шаг на этом пути, найдут в этой книге поддержку и источник вдохновения».

«Мысли по поводу», т. 3

«Эта прекрасная книга принесет верующим большую пользу, поскольку в ней приводится множество причин, по которым следует вести вегетарианский образ жизни…и один из самых убедительных доводов, приводимых автором — теософическое представление о том, что все живые существа, — не только люди, — принадлежат к одному взаимозависимому сообществу».

«Американский Теософ»

«В этой книге Стивен Розен призывает последователей всех мировых религий вернуться к их вегетарианским корням. Теперь мы располагаем научными доказательствами того, что растительная диета полезна для здоровья. Великие учителя духовности всегда знали, что она полезна для души».

Преподобный Элвин В. П. Харт, епископальный священник, капеллан больницы св. Люка-Рузвельта, Нью-Йорк

«Вегетарианство — это тот образ жизни, к которому мы все должны стремиться ради решения финансовых проблем, улучшения здоровья и достижения духовной цельности… Как католический священник, я настоятельно рекомендую читателям эту книгу».

Отец Томас Берри, основатель Центра изучения религии в Ривердейле, бывший руководитель программы «История религий», Университет Фордхема, Нью-Йорк

«Иудаизм основан на доктрине сострадания, в нем можно найти целую философскую систему, осуждающую убийство ради пищи. Мы надеемся, что эта книга обретет многочисленных читателей и вдохновит их на более духовное отношение к своему питанию, что, соответственно, должно повлечь за собой одухотворение воззрений человечества в целом».

Филип Л. Пик, президент и основатель Международного общества иудеев-вегетарианцев, Лондон, штаб-квартира Общества

«…потребность в такой книге, как «Пища для духа», назрела уже давно, и учение о сострадании, которое излагает мистер Розен, должно быть принято равно иудеями и приверженцами других религии».

Рабби Джозеф X. Гельберман, Синагога Древа Жизни, президент Новой Семинарии, основатель Центра Каббалы, Нью-Йорк

«Медицинские исследования говорят о том, что жиры, содержащиеся в мясе, вредны для нашего здоровья.

Такие религии, как ислам… оставляют человеку свободный выбор в отношении пищи применительно к обстоятельствам и окружающей среде… Мистер Стивен Розен, автор книги «Пища для духа», знает свой предмет достаточно хорошо для того, чтобы помочь людям, которые желали бы изменить свои прежние гастрономические привычки и перейти на растительную диету».

Аль-Хафиз Б. А. Масри, бывший имам (сунни), мечеть Шах-Джехан, Уокинг, Англия

«Все истинно верующие должны прочесть «Пищу для духа» с открытой душой.

Несмотря на то, что традиционно среди мусульман редко встречаются сторонники отказа от мясных блюд, исследования г-на Розена показывают нашу религию с другой стороны… Основываясь на суфийских учениях, Святом Коране и житиях пророка Магомета, автор находит в исламе множество доводов в пользу вегетарианства. После прочтения его книги я сам стараюсь постепенно исключить из рациона мясные продукты!»

Рашид Л. Р. Махмуд, директор Центра изучения ислама, Лос-Анджелес, Калифорния

«Наконец-то у индуистского сообщества есть книга, которая дает исчерпывающее описание его вегетарианского наследия. Работа Стивена Розена заслуживает одобрения всех истинных индуистов и убежденных приверженцев любой из мировых религий».

Доктор Вибхакар Моди, глава Союза индуистов Америки, Вашингтон, Округ Колумбия

«Ни один верующий христианин, иудей, буддист, индуист или мусульманин не сможет остаться безучастным к призыву, содержащемуся в этой книге, — ведь в ней доказано, что основатели и патриархи всех этих крупнейших религий осуждали убийство и поедание наших четвероногих и пернатых братьев».

Роши Филип Капло, настоятель Центра дзен-буддизма, Рочестер, Нью-Йорк, автор книги «Три столпа дзен-буддизма»

«Я надеюсь, что всякий, кто ест мясо и при этом считает себя религиозным человеком, прочтет эту книгу, и она поможет ему увидеть, что эксплуатация животных несовместима ни с одной из тех религий, что призывают к милосердию».

Питер Сингер, профессор философии, Университет Монаш, Австралия, автор книги «Освобождение животных»

«Книга под названием «Вегетарианство мировых религий» — очень своевременное дополнение к пропаганде вегетарианства.

Размышления об изгнании из себя ненависти, о запрете на жестокость и убийство любого живого существа необходимы человеку для достижения мира, гармонии, безмятежности, сосредоточенности и освобождения от страданий, и потому Будда включил принцип сострадания в Благородный Восьмеричный путь, Четвертую Благородную Истину буддизма».

Достопочтенный X. Гунаратана Тера, глава Буддистской Вихары, Вашингтон

«Мистер Розен проделал громадную работу, чтобы раскрыть значение вегетарианства в мировых религиях. Санскритские (индуистские) писания проповедовали растительную диету на протяжении тысячелетий. А книга мистера Розена действительно может указать нам «трансцендентную диету», которой так не хватает современному обществу».

Анант С. Тивари, преподаватель санскрита, Университет Горакпура, Индия

Источник: https://libking.ru/books/religion-/religion-rel/430365-stiven-rouzen-vegetarianstvo-v-mirovyh-religiyah.html

П.Олексенко. Мясо и вегетарианство. История глобального обмана. Часть 1. Вегетарианство в мировых религиях – Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Протеиновый миф
    Все мы знаем, что белок, или протеин биологически необходим для того, чтобы жить, каждый организм должен потреблять какое-то его количество.

Смотрите, что получается: растения могут вырабатывать аминокислоты из воздуха, почвы и воды, но животные могут получать белок только от растений, поедая их, либо поедая других животных, которые поглощают и усваивают растительную пищу. Только царство растений способно производить белок.

Следовательно, у человека есть выбор: получать протеин напрямую или получать его опосредованно с большими затратами (финансов и природных богатств) из плоти животных. (Одна из причин высоких цен на мясо заключается в том, что для достижения необходимого веса животное заставляют поглощать невероятное количество растительных белков).

    Самое удивительное в том, что ученые уже определили, что в мясе животных нет таких аминокислот, которые не были бы получены из растений и который человек не смог бы извлечь из растений сам. Более того, у растительной диеты есть дополнительное преимущество: вместе с аминокислотами поглощаются вещества, необходимые для правильного усвоения протеина –

карбогидраты, витамины, минералы, ферменты, гормоны, хлорофилл и другие элементы, содержащиеся только в растениях.     Известно 22 (23) вида аминокислот. 14 из них «необязательны», 8 «обязательны», т.е наш организм не вырабатывает этих кислот, и мы должны получать их из пищи.

До середины 1950-х годов мясо считалось прекрасным источником белка: в нём содержатся все 8 необходимых аминокислот как раз в нужных соотношениях. Тем не менее, в наши дни диетологи пришли к выводу, что многие растительные продукты по содержанию белков равноценны мясу, а может быть, даже более ценны, поскольку они тоже содержат все 8 аминокислот.

Кроме того, обнаружено, что во многих видах листовой зелени и даже в картофеле содержится значительное количество полноценного протеина. Например, стакан морковного сока по количеству и качеству содержимого белка равен одному яйцу.

«Выращивание» белков
    Специалисты подсчитали затраты на выращивание белка, цифры говорят сами за себя.

Так, одна тысяча акров (1 акр = 4047кв.м.) сои даёт 1124 фунта (1 фунт = 454 гр.) годного к употреблению белка. Тысяча акров риса даёт 938 фунтов белка. Тысяча акров кукурузы даёт 1009 фунта белка. Тысяча акров пшеницы даёт 1043 фунта белка.

Если скормить скоту тысячу акров сои, риса, кукурузы и пшеницы, получится только 125 фунтов годного к употреблению белка! Животные, откармливаемые нам в пищу, поедают огромное количество зерна и овощей, которых хватило бы для того, чтобы накормить миллионы голодающих людей во всём мире!

    То есть, если бы бедным и голодающим народам мира отдавали столько зерна и сои, сколько идёт на корм скоту, это навсегда покончило бы с голодом и сопутствующими ему ужасами. Статистика показывает: с учётом затраченных почвенных, водных и энергетических ресурсов мясо оказывается самым дорогим и непрактичным из всех видов пищевых продуктов. Из мяса к нам возвращается всего 10 процентов белков и калорий, скормленных скоту. Выходит, что выращивать себе в пищу животных – значит безумно расходовать мировые ресурсы.

Разгрузочные дни
    Многие сторонники мясоедения ссылаются на разгрузочные дни и пост, которые помогают людям якобы освободить свой организм от излишних жиров и шлаков.

Но задумывались ли вы о том, кем, когда и зачем вообще был придуман пост? А теперь давайте подсчитаем, сколько дней предписывается пост в христианстве.

Смотрим на посты: с 28 ноября до 7 января – Рождественский пост, с марта по апрель – Великий пост, июнь

—до 12 июля – Петров пост. И еще по мелочи набегает до 2-х месяцев. А еще в христианстве каждая среда и пятница считаются легкими, разгрузочными днями.     Вопрос к мясоедам: а как же ваши незаменимые аминокислоты, белки, особенно зимой и ранней весной? Ведь во время поста любая животная пища не употребляется (и яйца, и творог с молоком, и масло и т.д.) А вот вегетарианцы круглый год едят и творог, и масло и пьют молоко. Так чей организм страдает больше? А кто-нибудь обращал внимание на статистику разных заболеваний в дни разговения? С чего это вдруг такой всплеск заболеваний? Ведь пост не учитывает индивидуальных особенностей организма. Есть люди с весом 100 кг и более, а есть худые люди, но правила поста для них одинаковы.     Поэтому, пост не является удачным решением в вопросе здорового питания, и не решает проблемы заболеваний, вызванных чрезмерным употреблением животной пищи.     По-видимому, спорить о полезности или бесполезности вегетарианства или мясоедения бессмысленно. В отличие от мясоедения вегетарианство можно рассматривать с 2-х разных точек зрения: или его можно рассматривать просто как образ жизни, моду, диету и т.д., или можно рассматривать как неотъемлемую составляющую практически любой религиозно-философской системы. Но это относится только к человеку. Поскольку человек в отличие от других живых существ является существом с высокой организацией сознания. Например, голуби, коровы, слоны и другие животные являются вегетарианцами, но это не достижение, как таковое. А тигры, волки, кошки и другие хищники живут исключительно на мясной пище, но не потому, что им это нравится или у них есть выбор. Тигр, поедая мясо, ничего не нарушает, он соблюдает закон Природы и закон Кармы, его уровень сознания таков, с него и спрос меньше.

    Так устроено в природе. Закон мира, в котором мы живем, подразумевает следующее: слабый является пищей более сильному: растения

–пищей копытным и др., а копытные, в свою очередь, – хищникам. Все живые существа подвластны кармическому закону, но именно человек способен следовать в своей жизни определенным правилам и предписаниям, постигать собственное «я» и духовно развиваться. Именно человеку предоставлено право выбора. И этот выбор человек делает в зависимости от уровня развития своего сознания.     И здесь нет никакого вопроса о принадлежности к тем или иным взглядам или религиям. Просто мы совершаем поступки и получаем их последствия. Все находится на поверхности Сознания. Все имеют право на жизнь. Жить в гармонии с природой – это значит жить по законам Природы и законам Кармы. И кто дал право нам по-своему усмотрению и хотению распоряжаться жизнью других?     Так вот, основные религии предписывают выполнять определенные ритуалы, прежде чем употреблять пищу, даже вегетарианскую. Это, прежде всего освещение пищи в Храме, вознесение молитв. Таким образом, грех убийства сводится на нет. Таково указание многих Священных Писаний. И Природа (Бог) строго следит за этим, чтобы каждый получил сполна за свои поступки. Хотим мы этого или не хотим, но воздаяние за наши поступки все равно придёт. Как огонь обжигает каждого, кто к нему прикоснется, будь то мудрец, глупец, ребенок, вне зависимости от того, знаем мы о свойствах огня или нет.     Поэтому вегетарианство или мясоедение – это просто вопрос здравого смысла. Каждый выбирает свой путь, за который он сам будет отвечать. И когда придёт время подвести итог Жизни, наверное, никто не будет говорить о важности белков, аминокислот или полезности той или иной диеты. Но мы должны всегда помнить, что так или иначе, употребление в пищу мяса – это насилие над другими, более беспомощными и зависимыми существами. Кстати, Иисус сказал «не убий». И здесь не стоит вопрос: человека или животное? Сказано просто: «не убий»! Более того, в Ведах содержится очень важная мысль. Веды считают убийцами животных: того, кто убивает, разделывает, продает, перевозит, покупает, готовит и употребляет в пищу мясо – в общем, вся цепочка, от начала до конца. И когда Писания говорят, что нельзя убивать, не следует есть мясо, мы привычно это пожелание игнорируем, находя тысячи аргументов против. А когда приходит к нам боль, горе, страдания и т.д., мы с ужасом, болью, слезами и страхом задаем вопрос: «А за что мне такое?!» За ту боль, слезы, ужас, страх и страдания, которое мы доставили другим. Мы просто обязаны за это ответить, пережить, что называется «на собственной шкуре», то, что испытали другие.     Таков Вселенский Закон Справедливости.Как же нам быть? Ответ дают Веды, они предписывают человеку не совершать насилия больше того, чем это необходимо для поддержания жизни. А дальше выбор за вами.

Читайте также:  Несколько способов контролировать стресс - вегетерианство

Продолжение на следующей странице

Источник: http://www.dopotopa.com/p_oleksenko_myaso_i_vegetarianstvo_istoriya_globalnogo_obmana_part_1.html

Вегетарианство в мировых религиях – GO VEG! Вегетарианство как образ жизни

Далай Лама

Милосердие и сострадание к слабым – это базовые этические ценности, которые чтут и уважают все религии мира.

Но почему эти ценности не ставятся во главу угла в наши дни? Почему ни одна из крупнейших мировых религий прямо не призывает своих верующих прекратить убийство и употребление животных в пищу? Таким вопросом задаются Армин Ризи и Рональд Цюррер – авторы книги “Жить по-вегетариански. Преимущества питания без мяса”, переведенной на многие языки мира – болгарский, датский, чешский, венгерский и др.

Не разумно ли полагать, что Бог предусмотрел только все лучшее для своих творений, в том числе принцип ненасилия и здоровую вегетарианскую диету? Тем не менее этот базовый принцип вегетарианской жизни, в основном, не признается современными мировыми религиями, а зачастую даже сознательно искажается или полностью отрицается.

Французский поэт и лауреат Нобелевской премии по литературе 1915 года Ромен Роллан (1866-1944 гг.

) писал в этой связи: “Жестокость по отношению к животным и даже сама безучастность к их страданиям являются, на мой взгляд, одним из тяжелейших грехов человеческого рода.

Она является основой человеческой извращенности. Если человек создает столько страданий, какое он имеет право жаловаться, если страдает сам?”.

Однако, современные религиозные институты закрывают глаза на этот грех, некоторые религии даже утверждают в своих официальных догматических источниках, что убой животных был разрешен Богом человеку. Тем не менее, если мы рассмотрим изначальные учения каждой религии, мы увидим, что убийство животных нигде не одобрялось. Во многих религиях это было даже запрещено в той или иной форме.

Авторы книги “Жить по-вегетариански. Преимущества питания без мяса” А. Ризи и Р. Цюррер рассматривают упоминания о вегетарианстве в пяти крупных религиях – христианстве, иудаизме, исламе, буддизме и индуизме. Предлагаем Вашему вниманию перевод фрагментов из данной книги на нашем сайте:

Фрагмент из книги:  Armin Risi / Ronald Zürrer. Vegetarisch leben. Vorteile einer fleischlosen Ernährung. 10.  Aktualisierte Auflage. Govinda-Verlag GmbH, 2012.

Об авторах книги “Жить по-вегетариански. Преимущества питания без мяса”:
Армин Ризи (род. в 1962 г.

) – философ и публицист, в течение 18 лет прожил в монастырях Индии и Европы, изучал санскрит, автор публицистической трилогии “Многомерный космос”. Вегетарианец с 1980 г., проживает в Цюрихе.
Рональд Цюррер (род. в 1961 г.

) – религиозный философ, писатель, учрелитель и владелец издательства Говинда, автор нескольких философских и литературных произведений. Вегетарианец с 1978 г., проживает в Цюрихе.

Источник: http://go-veg.ru/religion

Вегетарианство в мировых религиях. Индуизм

фрагмент книги Стивена Роузена

Учитывая происхождение мясных блюд и жестокость пленения и убийства живых существ, человеку лучше полностью отказаться от поедания животной плоти.
Манусмрити 5.49

Азия — континент, где все «самое»: самая большая площадь суши, самые высокие горы, самое большое количество обитателей, самые древние цивилизации, письменность, сельское хозяйство; самые первые города и своды законов, самые старые монархические династии и самые древние религии в мире.

Индуизм, патриарх азиатских вероучений, раньше и активнее всех начал проповедовать вегетарианство.
Основатели главных мировых религий известны всем; корни индуизма уходят в такую глубокую древность, что назвать имена тех, кто стоял у его истоков, невозможно. И все же индуизм, несомненно, берет начало в ведических Писаниях.

Слово «хинди» (индусы), впрочем, в ведических трактатах не встречается. Это название пошло от мусульман из пограничных областей — Афганистана, Белуджистана и Персии. Оно обозначало народы, жившие за рекой Синдху, отделяющей северо-западные индийские провинции от мусульманских территорий. Жившие там исламские народы произносили «с» как «х».

Вот почему «синдхи» превратились в «хинди». Название Реки со временем стало звучать как «Инд».
Название «индусы» очень неточное и даже неправильное, поскольку оно относится к народам, расселившимся в долине реки Синдху, – народам, исповедовавшим различные Религии. Единой «индусской религии» не существует.

Изначальные ведические учения достаточно сильно отличаются от современного индуизма. Однако и старая и новая религии придерживаются одинаковой точки зрения на вегетарианство. Нижеследующие цитаты — лишь малая часть ведических высказываний против мясоедения:

Тому, кто вкушает плоти человека, лошади или другого животного и, убивая коров, лишает людей молока, о царь, если такого демона нельзя образумить другими мерами, ты должен, не дрогнув, отрубить ему голову («Риг Веда», 10.87.16).

Не используй данного тебе Богом тела для убийства Божьих созданий — ни людей, ни зверей, ни каких-либо других существ («Яджур Веда», 12.32).

Человек должен быть любим всеми, даже зверями («Атхарва Веда», 17.1.4).

Лишь те благородные души, что усердны в медитации и других науках йоги, что оберегают всех животных и заботятся обо всех существах, лишь они ответственно относятся к духовному совершенствованию («Атхарва Веда», 19.48.5).

Избегая убийства живых существ, мы готовим себя к спасению («Манусмрити», 6.60).

Покупающий мясо творит химсу (насилие) своим богатством; тот, кто ест мясо, творит зло, наслаждаясь его вкусом; мясник творит химсу, связывая животное и убивая его. Итак, есть три вида убийства.

Тот, кто приносит мясо или посылает за ним, тот, кто расчленяет тело животного, и тот, кто покупает, продает или готовит мясо и ест его,— все они должны считаться пожирателями мяса («Махабхарата», Ану.

115:40).

Тот, кто желает укрепить собственную плоть, поедая плоть других существ, влачит жалкое существование, в каком бы облике он ни воплотился («Махабхарата», Ану. 115:47).

Те, кто не знают истинной дхармы и считают себя праведными, хотя на деле они порочны и надменны, убивают животных, не раскаиваясь и не боясь наказания. Позже, в следующих воплощениях, эти грешники будут съедены теми же существами, которых они убивали в этом мире (Бхаг., 11.5.14).

ЖЕРТВЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Несмотря на то что в стихах, подобных приведенным выше, содержатся однозначные призывы к вегетарианству, в ведической традиции существовало другое направление, где при некоторых обстоятельствах разрешалось приносить в жертву животных.

(Будда, как мы помним, реформировал индуизм и осудил такие жертвоприношения.) Эти жертвы должны были привлечь любителей мяса к более праведному образу жизни, заставляя их следовать предписанным правилам и законам.

В отличие от других мировых религий, смягчившихся в отношении мясной пищи, ведические учения настаивают на том, что кровавые жертвы — это низшая форма поклонения.

В некоторых ведических текстах можно найти описания ритуалов и церемоний, в ходе которых на особой площадке в жертву Богу приносилась лошадь. Этот обряд не имел целью освятить поедание конины. Скорее это делалось для того, чтобы доказать эффективность ведических мантр (мистических вибраций звука).

Старую лошадь возводили на жертвенный костер, опытные брахманы (жрецы) читали священные мантры, и лошадь выходила из костра с омоложенным телом. Животному не причиняли ни малейшего вреда, только омолаживали его.

Сегодня, конечно, уже не существует достаточно искусных жрецов, которые могли бы совершить такое сложное мистическое жертвоприношение, да и сами Веды подчеркивают, что эти обряды могли быть выполнены только в древние времена.

Для других жертвоприношений, упоминающихся в Ведах, требовался козел, которого убивали в присутствии богини Кали.
Этот обряд описан в «Маркандея Пуране», тексте, который предписывает проведение определенных ритуалов для постепенного возвышения тех, кто невежествен духовно.

Те, чья духовность находилась на более высокой ступени развития, преподносили богине красные цветы вместо кровавой жертвы и ублажали ее, давая увидеть нужный цвет 1. Интересно также, что в текстах, где описано приношение в жертву козла, разрешается есть лишь мясо животных, убитых на алтаре.

Как и в раннем иудаизме, где изначально дозволялось есть только мясо жертвенных жвачных, заколотых в Первом Храме, в ведической и пуранической традиции никогда не поощрялось массовое убийство животных, так широко распространенное сегодня. Поклонники Кали должны были, прежде чем перерезать козлу горло, сказать ему на ухо санскритское слово, обозначающее мясо (mamsa).

В этом слове заключен глубокий смысл. Этимологически mamsa состоит из слов mam (меня) и sa (он). Традиционно индийские филологи трактуют это следующим образом: «Как я ем его сейчас, так он съест меня в будущем» 2. Это пример закона кармы: для каждого действия есть равное ему противодействие.

Хотя слово «карма» буквально означает «поступок», оно также подразумевает причины и следствия этого поступка (см. Послесловие). Полный текст санскритского стиха, в котором появляется слово mamsa, таков: мамса са бхакшаяитамутра ясья мамсам ихадмй ахам этан мамсая мамсатвам

праваданти манисинаха

Существо, чью плоть я ем здесь и сейчас, поглотит меня в будущей жизни. Поэтому ученые люди называют мясо mamsa.

Санскритское существительное пашу-гхна («тот, кто убивает живое тело»), слово, которое также тесно связано с мясоедением и родственными ему понятиями, означает одновременно и «любитель мяса», и «самоубийца». Это еще раз подтверждает, что всякого, кто ест мясо, ждет суровая расплата.

Наставляя царя Прахинабархи, любившего пышные жертвоприношения, мудрец Нарада Муни разъясняет кармические последствия мясоедения: «О правитель народа, дорогой мой царь, взгляни на небо, и ты увидишь тех животных, которых ты принес в жертву, без жалости и сочувствия, на священной арене.

Все эти животные ждут твоей смерти, чтобы отомстить за боль, которую ты им причинил. Когда ты умрешь, они растерзают твое тело железными рогами и пожрут твою плоть» (Бхаг., 4.25.7—8). Эти слова вполне совместимы с традиционным пониманием слова mamsa.

Несмотря на всеобщую осведомленность о роковых последствиях мясоедения, обычай употреблять невегетарианскую пищу широко распространился среди индусов после вторжений извне — сначала мусульман, затем англичан. Вместе с ними пришло желание «цивилизоваться», есть мясо, как делают сахибы.

Читайте также:  Важность лимфатической системы и её очищение - вегетерианство

Но те, кто действительно обладал ведическими знаниями, никогда не включали в рацион мясных блюд, и благочестивые индусы до сих пор считают вегетарианство религиозным долгом. (В Индии живет 680 млн. человек, 83 процента из них индусы; большинство индусов — вегетарианцы 3.)

Высокий процент вегетарианцев среди индуистов в значительной степени объясняется тем, что ведическая традиция призывает к всеобъемлющему состраданию.

Выделяя два различных уровня этического долга, «Веды» ставят сарва-бхута-хиту (доброе отношение ко всему сущему) выше лока-хиты (доброго отношения к человечеству). Первая этическая система, говорится в Ведах, включает в себя вторую. Тот, кто заботится обо всех живых существах, естественным образом заботится и о человечестве.

С точки зрения Вед, человек должен во всех созданиях видеть одну и ту же жизненную основу — независимо от «внешней оболочки» (тела). Тот, кто не способен постигать жизненный принцип в низших существах, может в конечном итоге утратить понимание всеобщей жизненной основы и лишиться человечности.

Поэтому сарва-бхута-хита, стремление делать добро всем существам, является высшим нравственным принципом, заданным в Ведах, и остается центральным постулатом индуизма.

ЗАЩИТА КОРОВ

Из всех животных в индуистской религиозной традиции особое место занимают коровы. По словам Махатмы Ганди, «мать-корова во многом лучше, чем та мать, которая дала нам жизнь. Родные матери кормят нас молоком один-два года и ждут, что мы будем служить им, когда вырастем.

Мать-корова не ждет от нас ничего, кроме зерна и травы. Наши матери часто болеют и ожидают от нас заботы и ухода. Мать-корова болеет редко. Когда наши матери умирают, они ждут от нас затрат на похороны и кремацию. Мать-корова и мертвая полезна нам как живая» 4.

Традиционно корова также считается любимицей Господа Кришны, который прославляется в ведических и постведических текстах как Верховный Господь. Вайшнавизм, или поклонение Вишну или Кришне,— изначальная религия Вед, и любовь Кришны к коровам превозносится во всех ведических текстах.

Поэтому неудивительно, что в ранних текстах ведического канона постоянно подчеркивается важность ахимсы и особенно защиты коров.

Согласно традиционным для Индии историческим Писаниям, первая корова, Мать Сурабхи, была одним из сокровищ, попавших к нам из космического океана, и все «пять продуктов коровы» (панча-гавия) — молоко, творог, масло, моча и навоз — считались очищающими 5.

Несмотря на все почтение к коровам, в индуистском пантеоне нет «богини-коровы», и ни один храм не был построен специально в ее честь. Корова, скорее, почитается сама по себе, как одна из семи матерей 6, потому что она поит нас молоком, как родная мать.

Корова играет основную роль в ведическом представлении о гуманности: «простая жизнь и возвышенное мышление»; жизнь, близкая к природе и к Богу. Вплоть до недавнего времени большинство индийцев жило за счет собственных земельных участков. Таким образом, коровы играли и продолжают играть важнейшую роль в экономике Индии. Например, коровий навоз — очень дешевое удобрение.

При хранении в подземных бункерах он выделяет газ метан, используемый для отопления и приготовления пищи. Коровий навоз, кроме того, оказывает обеззараживающее воздействие и используется как лечебная припарка и дезинфицирующее средство.

По этим и другим причинам ведический словарь «Нигханту» предлагает для обозначения коровы девять имен, три из которых — агхнья ахи (та, кого нельзя убивать) и адити (та, которую нельзя резать) — категорически запрещают убийство.

Эти синонимы слова «корова» рассеяны по всем ведическим текстам и перечисляются в эпической поэме «Махабхарата»: «Самое имя коровы, агхнья, указывает, что ее нельзя убивать.

Как же тогда назвать того, кто способен ее убить? Бесспорно, тот, кто убивает корову или быка, совершает отвратительное злодеяние» («Шантипарва», 262.47).

Автор и источник публикации: 

Источник: https://indonet.ru/articles/ahimsa

Вегетарианство и религия

Вегетарианство считается одним из наиболее распространенных видов особенных схем для питания наравне с простыми блюдами, свойственными постам верующих людей. Так же как и пост, вегетарианство часто тесно связано с религиозными вопросами.

Большинство приверженцев только «зеленого стола» утверждают, что в их почитаемой духовной литературе точно сказано, что кушать мясо, а то и рыбу запрещено вовсе. Некоторые верования предусматривают даже отказ от яиц и молока.

На фоне этого исследователи решили провести более детальное изучение исторической подноготной, которая послужила началом для введения столь специфичных запретов. Некоторые результаты исследований удивили даже самих научных сотрудников. Проблемы заключались в неправильном переводе, некорректной трактовке или поверхностном изучении религиозных документов.

Питание и вера

Любая религия основывается на вере человека во что-то или кого-то. Но, помимо непосредственных личных убеждений в существовании чего-либо или кого-либо, у каждого направления имеются собственные традиции и прочие атрибуты.

Людям, далеким от исторических изысканий, кажется, будто все верования серьезно отличаются друг от друга. Но у историков по этому вопросу имеются сомнения, так как при ближайшем рассмотрении становится понятно, что все люди просто по-разному трактуют одинаковые или похожие события.

К такому выводы пришла группа ученых, среди которых оказался известный специалист Стивен Роузен. Именно он детально изучил принадлежность различных конфессий к вегетарианским традициям.

В ходе изучения особенностей основных религий эксперт пришел к странному выводу: чем старше учение, тем больше ее приверженцы уделяют внимания отказу от животной пищи.

В качестве примера господин Роузен привел ислам, которому официально насчитывается более 1300 лет. Здесь люди не ставят во главу угла приверженность исключительно пище растительного происхождения.

Молодое учение имеет лишь небольшие ограничения по заданной части.

Христианство, которому исполнилось около двух тысяч лет, уже строже относится к заданному вопросу. Тут приветствуется отказ от мяса, о чем свидетельствуют многочисленные правила для обычных постов и случаев, когда человек перед каким-то великим делом тоже берет индивидуальный жесткий пост.

Немного похожая картина складывается вокруг иудаизма, которому насчитывается 4000 лет. Из этого течения позже вышел буддизм и джайнизм, которым по 2500 лет. Все они имеют вегетарианские традиции.

Но только в древних писания Веды, возраст которых по некоторым оценкам составляет около 7000 лет, четко рассказывается об отказе от мясных продуктов в пользу еды растительного формата.

Несмотря на то, что подобная схема действительно объясняет основные принципы в мировых религиях, исследователь предупреждает, что это лишь обобщенные правила. Ярким тому примером послужат мормоны. Их культура причисляется к христианству с не особо строгими на фоне остальных правилами рациона. Но мормоны решили пойти другим путем, сделав себя полными вегетарианцами.

То же самое можно встретить даже среди мусульман, которые тяготеют к бахаизму. И хотя в этом случае резких ограничений по употреблению мясных изделий нет, верующие сознательно стараются от них избавляться на столе.

Исламские особенности

Рассматривая более детально одну из самых распространенных на мировой арене религий, сложно согласиться с тем, что вегетарианство тут на первом месте. Но если детально углубиться с существующие околорелигиозные традиции, то все становится яснее.

Приверженцы ислама знают, что в Мекке, которая считается малой Родиной Магомета, запрещены убийства. На практике это означает, что все живое тут обязано жить в мире и согласии. Косвенно подтверждают подобный подход и обычаи, связанные с паломничеством в те края.

Людям предлагают облачать с особенные ритуальные одежды. Если мусульманин их надел, то он больше не может никого убивать, даже если речь идет о мошкаре.

Паломникам, на пути которых попадаются даже комары, приходится их обходить стороной, а не уничтожать после болезненных укусов.

Отдельно следует рассмотреть упоминания о жизни самого Магомета, который придерживался вегетарианских направленностей. Об этом свидетельствуют следующие упоминания в дошедших до наших дней духовных книг:

  • запрет на отстрел птиц, которые высиживали птенцов;
  • нравоучения тем, кто плохо относился к своим верблюдам;
  • ополаскивания рта перед молитвой, если человек перед этим вкушал мясо.

Из-за этого некоторые интересуются, почему он вовсе не запретил употребление мясной еды. Большинство приверженцев ислама утверждают, что таким образом их главный учитель проявлял терпимость по отношению к потенциальным ученикам. Он верил, что со временем окружающие его люди смогут достигнуть окончательного просветления.

Даже кончина Магомета, по легенде, тесно связана с вегетарианством. Он принял приглашение женщины, которая не относилась к мусульманству. Хозяйка отравила мясо, что не укрылось от всеведущего ока мудреца. Тем не менее, сам он не отказался от сомнительного угощения, хотя остальных своих друзей успел предупредить о нависшей опасности.

После того странного случая он прожил еще некоторое время, а сложившаяся ситуация для многих верующих послужила примером того, насколько вредно мясоедение.

Христианское сострадание

По очень близкому принципу рассматривается вегетарианство в разрезе христианства. В Библии сказано о том, что человек попросту обязан испытывать сострадание к живым организмам. Подтверждения этому можно найти на страницах Священного Писания, чем успешно пользуются теологи.

Довольно долго люди брали за основу знаменитую библейскую выдержку, где говорилось о том, что Бог дал человечеству различных представителей флоры, чтобы те могли насытиться. Так было до тех пор, пока кто-то не столкнулся с противоречащим упоминанием в Новом Завете. Там шла речь о том, что Иисус попросил дать ему мясо.

Нашлось нечто подобное даже в Евангелие, где ученики отправились за мясом. Все вместе это подтолкнуло некоторых христиан к мысли, что мясо вовсе не противоречит установленной религии.

Уже гораздо позже некоторые эксперты стали сомневаться в противоречащих сведениях и решили разобраться более детально. Их старания окупились, так как при более тщательном анализе выяснилось, что слова из Книги Бытия вообще-то по хронологии принадлежат временам Всемирного потопа.

В тот период Ною с семейством пришлось терпеть множество лишений, спасая животных по всему миру. Вряд ли знаменитый ковчег мог бы стать отличным ботаническим садом, где хватило бы растительных припасов на весь период скитаний.

Из-за этого Ной получил разрешение использовать мясную пищу.

Еще страннее на этом фоне выглядит упоминание о желании христовых учеников отправиться за покупкой мяса. Но здесь проблема оказалась в переводе. В оригинале использовалось слово «broma», имеющее греческое происхождение. Дословно это означает «пища», но никак не «мясо», как считалось ранее.

Разбирая завалы предшественников, историки также нашли еще несколько других упоминаний в пользу вегетарианства среди христиан. Основными из них стали следующие факты:

  • первые христиане не употребляли животную пищу из милосердия;
  • 12 апостолов тоже отказывались от еды животного происхождения;
  • в «Милосердных проповедях» вообще сказано, что мясоедство ассоциируется с язычеством;
  • шестая заповедь: «Не убий».

Отсюда следует, что самые первые верующие действительно придерживались классических канонов растительной диеты, но при этом не исключали молочные изыски.

Так почему же тогда догмы были сдвинуты? По некоторым данным, политики и священники во время правления императора Константина пошли на хитрость по его же приказу.

Тексты адаптировали так, чтобы христианство идеально вписалось в официальную культуру Римской империи.

Исследуя оригинальные писания, эксперты пришли к выводу, что кроме переписывания пищевых привычек под раздачу попало и употребление горячительного. По некоторым данным, это было сделано для того, чтобы вышестоящим инстанциям было легче следовать установленным принципам.

Иудаизм и меню

Несмотря на то, что нынешнее поколение приверженцев представленного учения не ставит вегетарианство в ранг заповеди, это не совсем корректно. Даже в Писании было сказано, что каждое последующее поколение не может правильно трактовать Тору.

В Ветхом Завете четко сказано о том, что люди должны придерживаться правил «зеленого меню». Там же идет речь о том, что бог подарил людям различные травы и прочую растительность, призванную утолить голод.

Потом был Всемирный потом с его вынужденными мерами, но даже после успешного завершения путешествия по бескрайним далям, Господь пытался вразумить свою паству. Речь идет о манне небесной, которая была прислана блуждающим. Считается, что эта самая загадочная манна имеет растительное происхождение.

Но далеко не все готовы были перейти на скромный паек, постоянно пытаясь разыскать питательный животный белок. Бог им его предоставил, но, как сказано в Книге Чисел, мясо имело неприятный довесок – опасную болезнь.

Камнем преткновения в иудаизме стало упоминание о владычестве человека над землей. Но тут, по мнению историков, снова имело место то ли недопонимание, то ли нежелание принять очевидное. В священных трудах объясняется, что термин «владычество» подразумевал вовсе не всевластие, а обязанность заботиться об окружающем мире.

Читайте также:  Практика сострадания - вегетерианство

В пользу такого утверждения свидетельствуют и сопутствующие законы о пище, которые вводят ряд ограничений касательно рациона. Не зря ведь у иудеев считается, что растительные блюда и молочные вкусности представляют собой кошерную еду. Это означает, что такие блюда разрешены для потребления.

С мясными кулинарными шедеврами дела обстоят совсем иначе. Там нужно провести ряд манипуляций, которые бы смогли привести трапезу к стандартам дозволенной.

Очень часто люди, исповедующие иудаизм, вспоминают в связи спорами по питанию историю Даниила. Согласно преданию, он вместе с тремя другими людьми попал в плен вавилонского царя.

Правитель голодом морить своих пленников не захотел, прислав огромное блюдо с разными вкусностями, среди которых имелись и мясные деликатесы, а также лучшие вина. Даниил же решил отказаться от царского подарка. Вместо этого он десять дней употреблял исключительно овощи и воду.

Сделано это было для того, чтобы своим примером показать владыке пользу вегетарианства. Согласно все тем же упоминаниям, на десятый день заключения Даниил действительно стал выглядеть гораздо лучше, нежели те пленники, которые ели мясные вкусности.

Азы религии ведов

Совсем все строго у ведов, чьи священные тексты были изложены санскритом. Люди с самого начала приветствовали вегетарианство хотя бы просто потому, что они не хотели причинять даже малейшего вреда живым существам.

Причем осуждению подвергались не только те, кто самостоятельно пошел на охоту ради убийства животного, но и те, кто просто прикоснулся к туше. Объясняется это тем, что веды верят в наличие души у каждого живого существа. Исходя из их учений, в мире насчитывается более 8 миллионов различных форм жизни.

Далеко не все представили этой огромной армии считаются высокоразвитыми, но все же заслуживают того, чтобы к ним относились с должным почтением.

Источник: https://FoodandHealth.ru/vegetarianstvo/vegetarianstvo-i-religiya/

Вегетарианство в мировых религиях

(трансцендентальная диета)

Стивен Роузен

Я посвящаю эту книгу Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, научившему меня видеть присутствие

Господа в каждом живом существе.

ОТЗЫВЫ О КНИГЕ

ОТЗЫВЫ О КНИГЕ «ВЕГЕТАРИАНСТВО В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ» (В ПЕРВОМ ИЗДАНИИ – «ПИЩА ДЛЯ ДУХА»)

«Пища для духа» …убеждает нас в том, что все религии учат состраданию, и что воздержание от мясной пищи – нечто гораздо большее, чем просто забота о здоровом питании. Это — основа истинно глубокой духовности».
«Индуизм сегодня»

«Книги о вегетарианстве и религии редки на Западе. Потому работа Стивена Розена, написанная с точки зрения философии вегетарианства, особенно ценна… Те, кто уже перешел на растительную диету, еще больше укрепятся в своих убеждениях».
«Вегетариан таймс»

Подробнее…БЛАГОДАРНОСТИ

Книга, которую вы держите в руках, обязана своим существованием не кому-то в отдельности.

Многие поколения ученых и исследователей, обращавшихся к проблеме религии и питания, внесли в ее создание гораздо больший вклад, чем я. В некотором смысле я всего лишь собрал их слова и мысли.

Но тем не менее, я должен отдельно поблагодарить нескольких людей, оказавших мне помощь при написании моей работы.

Подробнее…ПРЕДИСЛОВИЕ

Люди едят мясо животных, по крайней мере, начиная с ледникового периода, когда, как считают некоторые антропологи, наши далекие предки сменили растительную диету на преимущественно мясной рацион.

Привычка к употреблению мясных блюд сохранилась до наших времен благодаря необходимости (как в случае с эскимосами), обычаю или традиционному воспитанию.

Главным же образом в этом повинно отсутствие у большинства людей необходимых знаний.

Подробнее…ВВЕДЕНИЕ

Каждый день на свет появляются тысячи человеческих существ, и еще тысячи умирают. Порой этот мир представляется безбрежным океаном рождений и смертей. Животные, как и мы, пытаются удержаться на плаву, и как бы ни различались наши жизни, все мы приходим к одному концу. Люди и животные одинаково смертны, и в этом смысле абсолютно равны.

Конечно, человеческое существование отличается от существования в других формах жизни, и самое важное отличие состоит в жажде духовного знания. Стремление к Богу — вне зависимости от определенной религии — отделяет человека от животных. Едва ли какое-нибудь животное заглянет, к примеру, в эту книгу, хотя бы для беглого ознакомления.

Подробнее…С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУКИ

Прежде чем привести религиозное и моральное обоснование вегетарианства, следует ознакомиться с причинами, по которым наука рекомендует исключить мясо из рациона. Современная медицина располагает убедительными свидетельствами того, что есть мясо опасно.

Рак и сердечная недостаточность достигают масштаба эпидемии в странах с традиционно обильным потреблением мясных продуктов и сравнительно редко встречаются у народов, избегающих мяса. Ученые также доказали, что зубы челюсти и длинный, извилистый кишечник человека изначально не приспособлены для мясной диеты.

Эти свидетельства особенно ценны потому, что вегетарианство, принятое из чисто умозрительных или философских соображений, обычно длится недолго. Не зная медицинской стороны дела, даже глубоко верующие люди склонны включать в рацион мясные блюда.

В то же время избрать вегетарианскую диету, не понимая ее истинного значения для человечества, было бы поверхностно.

Подробнее…ПРОТЕИНОВЫЙ МИФ

Многие люди не могут решиться перейти на растительную пищу из страха перед белковым голоданием. Они спрашивают: «Можно ли получить качественный белок в необходимых количествах из пищи, не содержащей мяса?» Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте выясним для себя, что же такое белок?

В 1838 году голландский химик Геррит Ян Мюльдер выделил вещество, содержащее азот, уголь, водород, кислород и другие микроэлементы. Он доказал, что это химическое соединение является основой всякой жизни, и назвал его «протеин», то есть «наиважнейший».

Позднее было установлено, что протеин, или белок, биологически необходим: для того, чтобы жить, каждый организм должен потреблять какое-то его количество. Как оказалось, это объясняется тем, что белок состоит из аминокислот, «строительного материала» жизни.

Подробнее…МЯСОЕДЕНИЕ И ГОЛОД В МИРЕ

Давайте задумаемся над следующими цифрами. Одна тысяча акров сои дает 1 124 фунта годного к употреблению белка. Тысяча акров риса дает 938 фунтов белка. Тысяча акров кукурузы дает 1 009 фунтов белка.

Тысяча акров пшеницы дает 1043 фунта белка.

Теперь представьте себе: если скормить скоту тысячу акров сои, риса, кукурузы или пшеницы, получится только 125 фунтов годного к употреблению белка 6! Это открытие и другие факты из того же ряда приводят к тревожному выводу: мясоедение непосредственно связано с мировым голодом.

Подробнее…МЯСОЕДЕНИЕ И БОЛЕЗНИ

Когда животных убивают, шлаки, обыкновенно выводящиеся за счет кровообращения, остаются в разлагающейся плоти.

Те, кто ест мясо, вводят в свой организм токсические вещества, которые должны были бы уйти из тела животного вместе с мочой. В своей статье «Почему я не ем мяса» доктор Оуэн С.

Паррет замечает, что, когда тушится бифштекс, в воде растворяются шлаки; образовавшаяся жидкость по своему химическому составу очень напоминает мочу 10.

Подробнее…ФАКТЫ АНАТОМИИ

Прежде чем есть мясо, люди всячески маскируют его, используя кетчупы, соусы, подливки. Мясо выдерживают, вымачивают, жарят, тушат, преображают тысячами способов.

Зачем нужна такая маскировка? Откуда это нежелание есть мясо сырым, как едят его все истинно плотоядные животные? Многие диетологи, биологи и физиологи убедительно доказывают, что на самом деле человеческий организм не приспособлен к мясной пище.

Они предполагают, что человек физиологически не может переваривать мясо, и что люди так стараются замаскировать его потому, что такая пища для нас неестественна.

Физиологически человек более близок к травоядным, жвачным и грызунам, таким, как обезьяны, слоны и коровы, чем к хищникам вроде собак, тигров и леопардов 1б. К примеру, хищники не потеют; температура их тела поддерживается в равновесии частым дыханием и высовыванием языка.

Подробнее…ДУХОВНОЕ ВЕГЕТАРИАНСТВО

Даже если не принимать в расчет научные факты, существуют неотразимые духовные доводы в пользу вегетарианства.

Вспомним для примера, что английское слово spiritual (духовный) идет от латинского spiritus, что означает «дыха¬ние», «энергия», или жизнь.

Слово vegetarian (вегетариан¬ский) пришло из греческого vegetas, то есть «полный дыха¬ния и жизни». Даже этимология этих двух слов подтверждает их взаимосвязь.

Здесь же стоит упомянуть о том, что слова carnal (плот¬ский) и carnivorous (хищный, плотоядный) происходят от одного корня — латинского carnis, «плоть». Все религиозные Писания советуют верующим избегать плотского, а в биб¬лейской традиции все «плотское» недвусмысленно отнесено к телесному миру, противостоящему миру духа.

Подробнее…

Источник: http://www.all4vegetarians.ru/knigi-i-stati/ozdorovitelnie-sistemi/vegetarianstvo-v-mirovih-religiyah.html

Вегетарианство в мировых религиях с научной точки зрения

Сегодня не совсем афишируется тот факт, что вегетарианство в мировых религиях было как более правильное питание.

Дабы доказать это – давайте пробежимся по основным вероисповеданиям всего нашего общества.

Так как большинство жителей СНГ исповедуют христианство, то с него и начнем.

Сегодня можно встретить умников, которые утверждают, что в библии написано, будто Иисус Христос употреблял в пищу мясо. Такое утверждение возникло потому, что из – за неправильного перевода слова «пища», как слово «мясо» — многие считают, что есть мясо это соответствует библии.

Читая внимательно тексты наставлений Господа, а именно книгу Бытия, можно четко проследить, что Всевышний рекомендует людям есть растительную пищу собранную с полей и плоды, сорванные с деревьев.

А те, кто будет убивать животных и их есть – обязательно ответит за это в будущем. Также, углубляясь в мировые религии обратимся на восток к буддизму и религии индуизм. Там, когда на Земле был Будда – он стремился к тому, чтоб искоренить у людей неправильное отношение к животным.

А неправильное отношение возникло потому, что люди в век деградации превратили обряды для Господа в кровавые жертвоприношения. Будда объяснял своим ученикам, что вегетарианство – это основа питания здравомыслящих людей, так как это не ведет к насилию.

В продолжение темы про вегетарианство и верования людей, хочу отметить, что наша ведическая культура тоже была основана на том, чтоб исключить убийство животных, ради того, чтоб удовлетворить свой желудок.

Конечно, веды говорят, что в нашей истории были времена, когда на Земле наступали тяжелые времена голода и другие катаклизмы. Только в эти трудные времена, человек мог есть мясное, и не получал за это грехов и тяжелой кармы.

А вообще, веды говорят, что польза вегетарианства в том, что перестав есть животных, у человека открывается ум и он может расти духовно, как личность. Если даже основываться на исследованиях современных ученых, то вегетарианство в мировых религиях можно доказать научным путем.

Так, специалисты в истории и археологии утверждают, что наши недалекие предки ели только растительную пищу, орехи, зерновые, плоды, а животная пища была исключена. Единственное что приветствовалось – это молочная продукция, так как она несет в себе очень сильную пользу для людей.

Американские ученые – исследователи исследовали факт, что даже еще около 100 лет назад – большинство людей на земле были вегетарианцами.

Отсюда можно сделать вывод, что вегетарианство в мировых религиях никуда не исчезло и до сегодняшнего дня все мировые верования положительно относятся к такому рациону.

Источник: http://primenimudrost.ru/vegetarianstvo-v-mirovyx-religiyax-s-nauchnoj-tochki-zreniya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector